Китайские туристы - без них уже не представишь себе Летний сад, Красную площадь или Эрмитаж. Но вот загадка: огромное количество путешествующих по России китайцев мало чем помогает развитию туризма в нашей стране. Почему это происходит?
Они выходят из поездов, самолетов, автобусов и теплоходов в российских городах и смотрят на табло, где мерцают иероглифы. Они передвигаются по списку достопримечательностей сплоченными отрядами, едят в «своих» кафе, слушают только «своих» гидов. Они надежно защищены, как Великой китайской стеной, собственным языком: в России мало людей, знающих китайский.
А между тем, китайские туристические группы – это кладезь для «черного» турбизнеса. Здесь обирают людей, не позволяя даже пикнуть. И делают это другие китайцы.
Как устроен «лохотрон» в китайском турпотоке, сайту Радио «Комсомольская правда» рассказала Виктория Баргачева, заместитель директора Лаборатории изучения китайского туризма, председателем Санкт-Петербургской Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка.
Три раза снять шкуру с одной овцы
Соцсети освоили не только праздные граждане и террористы. Китайские мошенники создали там собственные «университеты» по обиранию сограждан в туристических поездках.
В России такая деятельность надежно «упакована» в Уголовный кодекс и проходит по статьям о мошенничестве, незаконном предпринимательстве, вымогательстве, предоставлении услуг, не отвечающих требованиям безопасности и многих других.
Виктория Баргачева процитировала самые популярные темы китайских «гидов», которые обмениваются опытом.
«Лучше обирать туристов сразу с поезда, когда они еще не проснулись, или до обеда, когда голодные».
«Нет ничего хуже довольного туриста, турист должен быть постоянно в стрессе, тогда им проще манипулировать».
Эксперт отмечает, что случайных людей среди «гидов» нет. Все они прошли самый жесткий и тщательный отбор через тонкое сито теневых структур отправляющих компаний. Т.е. по-просту, криминальных китайских группировок.
Задача «гидов» - по максимуму обобрать своих туристов и деньги отправить в «общак». Поэтому сейчас с китайским рынком на 80-100% работают китайские же серые принимающие компании и нелегальные китайские гиды. Пускай типа «нелегально», но работают только они, рассказывает Виктория Баргачева .
Ловушка № 1: «Фотостоп» у Смольного за 100 юаней
В автобусе, курсирующем по Университетской набережной Санкт-Петербурга, разыгрывается привычная сцена:
- Я сейчас со списком пойду по автобусу, приготовьте деньги на фотостоп у Академии художеств (100 юаней, 900 рублей), у Смольного (столько же). А потом у нас запланирован Екатерининский дворец - по 700 юаней.
Это китайский «гид» окучивает свежую группу сограждан, приехавших утром в Северную столицу России.
Турист права голоса практически не имеет. Да и русского языка, безусловно, не знает. Поэтому на робкий вопрос – почему так дорого, «гид» привычно кивает на водителя:
- А вы посмотрите на этого русского водителя - они такие жадные, если вы сейчас денег не сдадите, то он вообще сломается и никуда не поедет.
Вот так, проехав по набережным, снимается первый «урожай» с тургруппы. Деньги аккумулируются у «гида».
Ловушка № 2: «Свои» магазины
Фото у достопримечательности – это первый этап «стрижки» туристов. Во время пробежки между Академией художеств и Смольным, «гид» закладывает основы второго этапа:
- В этом музее много кораблей, корабли раньше делали из дерева, а еще матрешки делают из дерева, скоро у нас на пути магазин с матрешками...
Все, о чем говорит китайский «гид», направлено только на одно – заманить туриста в «свой» магазин.
Виктория Баргачева рассказала, что все китайские «гиды» очень внимательно следят, кто сколько уже потратил, записывают, кто меньше всего потратил – таких надо наказывать.
Как наказать? Да просто: поселить такого туриста в номере дальше всего от лифта, отдельно с ним поговорить, ежели что, типа, ты что, чувак, не понял, куда попал?
Как ни странно, но китайские туристы охотно верят самым примитивным сказкам «гидов»:
- У меня ихнее (российское) руководство в лице самого главного из Ростуризма и погранслужбы будет спрашивать - ну что, товарищ Ван, принесли ли эти туристы выгоду России? А что я им скажу?
Что все, кроме тебя, товарищ Ван, принесли. Так тебя и из страны могут не выпустить за такие штуки, они, эти русские, такие! Но у тебя, товарищ Ван, есть время одуматься - едем во второй магазин!.
Ловушка № 3: Коробейник «Бабушки Агафьи»
Когда второй урожай собран, надо прикинуть, достаточно ли уже денег потрачено каждым из туристов.
Если обнаружится недостача, надо еще по-коробейничать: «до посинения» продавать в автобусе шоколадки, БАДы и дешевую косметику вроде «Бабушки Агафьи».
И безусловно, весь ассортимент коробейника куплен оптом, а продается гораздо дороже. Разница – в карман «гида».
А напоследок я скажу…
- Это, к сожалению, давняя практика, - говорит Виктория Баргачева, - Только тогда, когда план выполнен - туристам можно рассказать пару историй из настоящей экскурсионной программы.
Правда, иногда на это времени уже не остается. А что рассказывают – лучше не расстраиваться и не переводить, тут тоже не до истории или культуры, главная задача повествования – избежать последующих жалоб от туристов по возвращению на родину.
Кто виноват и что делать?
По мнению эксперта, российским властям нужно защищать туристический рынок нашей страны.
Надо перестать радоваться каждой приехавшей группе, только по одному лишь факту пересечения границы, но смотреть на вещи трезво – сколько денег мы зарабатываем?
Есть ли работа у наших гидов, турменеджеров, других работников отрасли? Обращать внимание и жестко пресекать все криминальные истории, которые сплошь и рядом происходят внутри китайских групп, а также – в «их» отелях и хостелах, в «их» кафе и ресторанах и т.д.
Это – одна из задач органов исполнительной власти в сфере туризма на всех уровнях. К сожалению, пока ничего в этом направлении не делается.