Задача школы- помочь ребенку найти своё место в жизни
Учащиеся изучают в школе много разных предметов, но конечная цель обучения - помочь найти свое место в обществе. В прежние годы на это смотрели несколько иначе, заявляя, что зада в том, чтобы научить ученика читать, писать и считать, а также запомнить некоторое количество сведений об окружающем мире.
Один известный учитель рассказывал, что в свои школьные дни он вынужден был заучить такое понятие предлога: «Предлог есть часть речи, указывающая на положение, направление, время и другие общие отношения и связи существительного или местоимения (используемого в качестве определения или обстоятельства) с другими словами». Такую формулировку можно, конечно, заучить, но, наверное, она не для всякого окажется полезной: ведь мы усваиваем новые знания в том случае, когда они для нас что-то означают.
Одной из задач современной школы является сделать преподавание близким к реальной жизни и интересным, чтобы детям хотелось учиться и запоминать услышанное и прочитанное. Усвоение предмета происходит с помощью книг и объяснений учителя, но дело не только в них: любой человек быстрее и лучше изучит то, с чем он сталкивается в жизни, например, дети за неделю практики в школьном магазине, где они сами отсчитывают сдачу и пишут приход-расход в бухгалтерской книге, узнают больше о правилах арифметики, чем за месяц обучения по учебникам.
И что толку в знаниях, если они не приносят счастья, не сближают с людьми и не дают возможности найти подходящую работу?
Многое зависит от учителя: хороший педагог стремится понять каждого ребенка, чтобы помочь ему преодолеть свои слабости и стать всесторонне развитой личностью. Бывает, что ребенку не хватает уверенности в себе, тогда ему надо привить способность к целеустремленной работе, обеспечивающей успех. Нетерпеливому выскочке надо показать, что настоящее признание приходит после выполнения серьезной, трудной работы, а необщительному ребенку нужно привить умение вести интересную беседу, ленивого же увлечь, пробудив в нем интерес к знаниям.
Обучение в школе имеет свои недостатки: оно производится по программе, одинаковой для всех, по которой каждый ученик должен выучить в такой-то день столько-то страниц и сделать такие-то упражнения. Для детей со средними способностями это неплохо, но для одаренных детей это скучно, а для слабых и неподготовленных - трудно, и они развлекаются тем, что пристраивают бумажку к платью девочки, сидящей впереди, или украдкой передразнивают учительницу. Дети хотят общения, а школьная система не рассчитана на то, чтобы научить их трудиться вместе и находить друзей.
Знания в школе можно сделать интересными и увлекательными.
Обучение в школе можно сделать более интересным, если использовать в преподавании разных предметов какую-то увлекательную тему, близкую к жизни. Например, в младших классах можно построить обучение, беря примеры из жизни индейцев: прочесть рассказ об их обычаях, изучить (по географии) места, где они обитали, а на уроке естествознания познакомиться с ягодами, которые они собирали, чтобы красить ткани. Можно попробовать делать с мальчиками луки и стрелы, а с девочками индейскую одежду.
Иногда в школе не слишком заботятся о том, что- бы сделать занятия более интересными, полагая, что шить учащимся прежде всего нужны знания и что они должны научиться делать и трудную и неприятную работу. Однако если припомнить людей, имевших успех в жизни, то выяснится, что почти все они преуспели потому, что любили свою работу. Во всякой работе немало нудной рутины, которую приходится преодолевать, чтобы достигнуть желанной и интересной цели, но цель оправдывает эти старания. Вот например, Чарльз Дарвин, как известно, в школе учился плохо, не обнаруживая успехов ни по одному из предметов, но потом он заинтересовался естественной историей и проделал беспримерно трудоемкие и кропотливые исследования, чтобы разработать теорию эволюции. Другой пример: студент не любит геометрию за ее сухость и отвлеченность, но, попав на работу в авиапромышленность и поняв, что от знания геометрии зависит надежность конструкции самолета и жизнь пассажиров и экипажа, начнет зубрить эту науку, не жалея сил.
Хороший учитель все это прекрасно понимает и знает, что учащийся, чтобы добиться успеха в жизни, должен выработать в себе самодисциплину, но понятно и то, что дисциплину нельзя навязать ученику насильно, он должен выработать ее сам, чтобы она стала частью его характера, обусловленной пониманием цели и смысла своей работы и сознанием ответственности, перед собой и перед обществом, за ее результаты.