Римляне уделяли тренировке и воинским упражнениям легионеров первостепенное значение. Древнеримский автор I в. до н.э. Варрон считал, что само слово «exercitus» (войско) происходит от «exercito» (упражнять). А знаменитый оратор Цицерон писал: «Видишь, каково у нас значение слова «армия»; что говорить о тренировке легионов? Поставьте в строй солдата столь же мужественного, но нетренированного, и он будет выглядеть как женщина». Историк Иосиф Флавий отмечал: «Своими военными упражнениями римляне готовят не только крепкие тела, но и сильные души».
Следует отметить, что римляне предпочитали набирать на службу новобранцев 20-летнего возраста. Они были уже взрослыми мужчинами, как правило семейными, привычными к тяжёлому крестьянскому труду. А дети патрициев с детства занимались физическими упражнениями. Это у римлян считалось не просто модным, как сейчас фитнес, а ещё и патриотичным, соответствующим поведению настоящего римлянина, мужественного и выносливого. Попав в армию, все новобранцы проходили своего рода «курс молодого бойца», занимавший 4 месяца. Весь этот период они занимались до изнеможения под руководством специальных наставников.
Вегеций, живший в IV в. н.э., оставил для потомков описание тренировки римских легионеров. Он писал: «Учителя военного искусства требуют, чтобы тренировки пехотинцев происходили регулярно, чтобы они проводились в закрытом помещении в дождливую и снежную погоду и на учебном плацу в остальное время». Далее идёт подробное описание самого учебного процесса: «В начале обучения новобранцы должны быть приучены к военной организованности и слаженности. Это важно, поскольку трудно назвать другой такой навык, который должен соблюдаться одинаково тщательно как на марше, так и на поле боя, — умение всеми воинами сохранять свое место в строю. Это достигается только постоянными тренировками.
Солдаты обучаются быстро передвигаться и своевременно выполнять команды. Любая армия, разобщенная и дезорганизованная по вине отставших, постоянно подвергается опасности нападения врага. Поэтому в летнее время предписывается, с целью обучения военному шагу, совершать марш на расстояние 20 миль (1 римская миля равна 1481 м) строем. Эту дистанцию солдаты должны преодолеть за 5 часов. После того как такой марш успешно совершается, за тот же период времени необходимо выполнить марш на дистанцию 24 мили. Для достижения еще большей скорости передвижения следует тренировать солдат в движении бегом. Дистанции для бега устанавливаются произвольно».
При этом Вегеций упоминает, что обучение военному шагу производится с выкладкой 60 фунтов (1 римский фунт равен 330 г, т.е. груз каждого легионера примерно 20 кг). После того, как новобранцы освоили строевую подготовку, они приступают к обширной программе упражнений на общефизическое развитие. Она включает бег, прыжки (в длину и в высоту), плавание и переноску тяжестей. Все упражнения сперва выполняются без оружия и доспехов, а потом в полной боевой выкладке. Про плавание в трактате Вегеция написано: «Каждый новобранец без исключения должен тренироваться в плавании в летние месяцы. Если казармы расположены у моря или у реки, в летнее время призывников следует заставлять плавать».
Если была возможность, то легионеров учили также и верховой езде. Всадников из них не готовили, кавалерия у римлян была отдельным родом войск. Но в случае необходимости послать кого-то с важным донесением, предпочтительней было отправить конного гонца, а не пешего. После того, как новобранец достигал нужной физической кондиции и приучался к воинской дисциплине, тренировки становились уже чисто армейскими. Опытные наставники учили их действиям в плотном строю, прикрытом щитами. Для обучения рукопашному бою с оружием и без иногда приглашали учителей из гладиаторских школ.
Современный реконструктор бросает пилум.
Особое внимание уделялось метанию пилумов — специфического римского оружия. Это короткое копьё с очень длинным железным наконечником. Любую битву римляне начинали с броска пилумов по вражескому строю. Причём пилумов у легионеров в первых рядах было несколько, и метали их вплоть до столкновения с противником. Если враги прикрывались щитами, после попадания в щит одного или нескольких пилумов, которые невозможно было извлечь из-за специального наконечника, щит становился очень тяжелым и неудобным. Его приходилось бросать и противник оставался беззащитным. Понятно, что чем более дальним был первый бросок пилумов, тем больше их успевали метнуть во врага, пока он не добежал до легионного строя.
Физическому развитию легионеров способствовала и такая особенность римской армии, как интенсивные строительные и прочие инженерные работы. После каждого перехода, римский легион становился лагерем, который строили сами легионеры. Лагерь обязательно обносился рвом и частоколом, поэтому каждый легионер носил с собой шанцевый инструмент.
Читайте также: Как становились гладиаторами?
Мосты и дороги там, где их не было, легионеры также строили самостоятельно. Не говоря уже о стенах и прочих укреплениях, которые римская армия возводила очень качественно и в короткие сроки.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев