В этой статье мы продолжим обсуждать тему пленэра и его преимущества перед академическим рисунком.
Каждую такую работу предваряет серьезное изучение темы, места действия, событий истории.
Этому сильно способствует участие в конкурсах различного уровня.
По наблюдениям многих педагогов дети участвующие и в конкурсах и выигравшие их (даже получив утешительный приз) работают намного усерднее и продуктивнее.
Рост художественных навыков у таких учеников часто стремиться к уникализации и индивидуальности. Дети раньше остальных сверстников вырабатывают собственный стиль написания картин и стиль мышления.
Различные выставки: от районных до международных, а может даже внутришкольные так же могут послужить хорошим толчком к желанию творить больше и качественнее. Учащиеся не имеющие ранее навыков за счет количества работ выходят и на качество, а в дальнейшем развивают навык до уровня хорошего художника. Ученики детской художественной школы ежегодно принимают участие в подобных мероприятиях и как правило это подстегивает их на дальнейшую плодотворную работу.
Учитывая специфические особенности рисунка пейзажа на пленэре можно вычленить основные цели изучения пейзажа в графике.
Они направлены на развитие у учащихся определенных знаний и навыков:
- - умение переводить реалии трехмерного пространства на лист бумаги в виде двумерного изображения;
- - целостно воспринимать натуру перед глазами;
- - учитывать освещенность предметов, а также анализировать натуру по тону и цветовой насыщенности;
- - восприятие тоновых отношений в рисунке пейзажа относительно освещения;
- - понимаение пространственного расположения объектов пейзажа и плановости по мере удаления объектов;
- - применение на практике известных законов линейной и воздушной перспективы;
- - навык применения метода работы большими тоновыми отношениями. Выдержка общего светотеневого масштаба;
- - умение создавать выразительные решения рисунка пейзажа в работе с натуры и по памяти.
- - разрабатывать оригинальные художественные образы в творческих работах на основе глубокого изучения действительности и явлений природы;
- - навыки применения набросков и зарисовок в графике в качестве подготовительного материала к творческим учебным заданиям.
Параллельно с конкретными задачами пленэра с учащимися также ведется, работа по освоение техник рисунка и графики.
Дети знакомятся с различными техниками в различных материалах, как живописными, так и графическими. Все их можно широко применять не только на пленэре, но и в любой творческой работе.
Учащиеся делают различные зарисовки, начиная от мелких растений и заканчивая сложными архитектурными деталями пейзажа, зданий.
Выполняя такие работы, ученики анализируют натуру, её форму и характер.
Зарисовки и этюды могут выполняться и грифельными карандашами и выполняются мягкими угольными карандашами, акварелью, гуашью, акрилом и многими другими с позволения педагога.
В таких экспериментах опытный педагог всегда даст детям тот материал к которому они готовы.
Одновременно с заданием по выполнению отдельных элементов пейзажа в графике, дети учатся делать карандашные зарисовки, наброски, эскизы.
Отдельные мотивы пейзажа такие как дорожки в парке или сельские улочки будут не только материалом для "росписи" руки, но и смогут стать хорошим материалом для дальнейшей большой работы в которую ребенок вложит этот эскиз как поиск.
Цель этих упражнений и передача при помощи средств графики, плановости и реалистичности натуры, и конечно развитие особенностей почерка при рисовании, как говорилось выше при быстрых зарисовках дети меньше думают о том как держать карандаш или кисть и вкладывают в работу больше эмоций, а значит и характера.
Еще одной основной задачей при изучении учащимися изображения архитектуры на пленэре, является нахождение обязательной взаимосвязи строений или фрагментов архитектуры с воздушным пространством среды в условиях определенного освещения. Каждый человек замечал, что при определенном освещении предметы и здания выглядят совершенно по другому. То же самое происходит и работой ученика. Утренний эскиз будет разительно отличаться от дневного, даже с условием того, что сделан теми же материалами и на том же месте. Вечерняя же работа будет выглядеть совершенно иначе и это не удивительно, так же как не удивительна смена дня и ночи.
При выполнении таких заданий обязательно учитываются особенности изображения архитектурных мотивов с точки зрения расположения по отношению к рисующему: с учетом плановости, воздушной и линейной перспективы.