Все дети на детской площадке говорят, а ваш малыш молчит. Соседка Леночка уже рассказывает стихи, а ваш только складывает слоги в слова. Что это: индивидуальный темп развития или задержка речевого развития и вам пора обращаться к специалисту.
В таких вопросах и диагнозах как задержка речевого развития (ЗРР) мы доверяем только мнению и опыту профессионалов. Поэтому обратились детскому неврологу, врачу высшей квалификационной категории, специалисту отделения детской неврологии и нейропсихологии Центра материнства, естественного развития и здоровья ребенка - АНДРЕЕВОЙ НАТАЛЬЕ ИВАНОВНЕ с просьбой рассказать о данной проблеме подробнее.
«Задержка речевого развития (ЗРР) – это овладение устной речью детьми позже нормативных сроков. Встречается примерно у 10% детей дошкольного возраста.
ЗРР может сочетаться с другими психоневрологическими проблемами. В частности, с гиперактивностью» - начинает рассказ Наталья Ивановна.
Давайте рассмотрим основные этапы речевого развития ребенка.
- Возраст 3 – 6 месяцев – это этап предречевого развития. У ребенка появляется активное гуление, лепет, протяжные звуки.
- После 6 месяцев появляются первые слоги.
- К году словарный запас ребенка составляет примерно 10 слов-слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Появляется звукоподражание животным.
- К двум годам словарный запас ребенка составляет примерно 150 – 200 слов. Появляются простые предложения. Ребенок использует глаголы, местоимения.
- В 3 - 4 года дошкольник задает вопросы, повторяет и составляет сложные фразы. Словарный запас ребенка в этом возрасте составляет примерно 1000 – 1500 слов. Ребенок легко учит стихи и песни. У него появляется речь в режиме монолога, когда ребенок сам ведет рассказ, составляет его по картинке, либо пересказывает текст. Ребенок в этом возрасте уже знает буквы.
- К 5 годам устная речь ребенка практически сформирована, дети активно общаются друг с другом, обосновывают свои действия.
- После 5 лет ребенок начинает читать по слогам, осваивает письменную речь.
Причины задержки речевого развития делятся на:
- медицинские;
- социальные.
К медицинским причинам относятся:
- пренатальные поражения центральной нервной системы, вследствие перенесенной гипоксии или внутриутробной инфекции;
- недоношенность;
- снижение слуха;
- травмы различного характера.
Если ребенок часто и много болеет обычными вирусными инфекциями, это так же может привести к задержке речевого развития.
«Существует целая группа психических, неврологических, генетических расстройств, при которых задержка речевого развития является вторичной. То есть она является симптомом иного, основного заболевания» - говорит Наталья Ивановна.
Социальными причинами считаются:
- элементарная нехватка общения ребенка с родителями. Например, в случае если родители много работают и не могут уделять достаточное количество времени ребенку;
- гиперопека, когда любое действие ребенка заранее предугадывается, все делается за него и необходимости в речевом проявлении своих желаний, и озвучивании своих потребностей у него нет.
Для диагностики задержки речевого развития проводится целый ряд консультаций со специалистами и обследований:
- Ребенка необходимо показать детскому неврологу, отоларингологу, психиатру.
- Провести электроэнцефалограмму.
- Малыша должны посмотреть педагоги, логопед и психолог.
Лечение задержки речевого развития – комплексное и состоит из двух составляющих:
1. Большой коррекционной работы, к которой подключается группа педагогов, психологи, дефектологи, логопеды.
Это работа длительная, системная, комплексная, требующая большого труда как со стороны специалистов, так и со стороны родителей.
2. Неврологической помощи. Специалисты:
- Назначают медикаментозную терапию, которая улучшает обмен веществ, метаболизм, выработку энергии в нейронах.
- Проводят сосудистую, ноотропную терапию.
- Используют разнообразные физиотерапевтические методы.