Введение.
Просветительское движение в Англии, его особенности и влияние на культуру Великобритании и мировую культуру продолжает оставаться одной из наиболее изучаемых тем как зарубежной, так и отечественной науки. Английские просветители исследовали самые разнообразные аспекты человеческого бытия. Многие из них, как философы, так и историки, не обошли стороной и такой историко— политический феномен, как революция.
Революция – это всегда коренной перелом прежних порядков. Для исследователя она предстает во всем своем могуществе, зачастую раз и навсегда меняя ход исторического развития той или иной страны или региона, а то и всего мира. Данный доклад посвящен исследованию того, как отражались величайшие революции Нового времени в трудах английских просветителей. Актуальность такого анализа объясняется большой степенью зависимости выводов, делаемых современными исследователями непосредственно революций от субъективизма источников, содержащих личное мнение современников изучаемых событий. Также это позволяет обозначить определённые черты английского Просвещения, как своеобразного и яркого интеллектуального направления в Англии XVII— XVIII вв.
Исходя из вышесказанного, автор считает целесообразным обозначить следующие цели данной работы:
- выявить сходства и различия в восприятии разными просветителями разных революций;
- на основе выявленных закономерностей определить причины подобного восприятия.
Обзор источников.
При написании данной работы было исследовано значительное количество памфлетов, исторические трудов и трактатов известных английских и шотландских просветителей, такие как Джон Локк, Дэвид Юм, Кэтрин Маколей, Томас Пейн, Эдмунд Берк и Джозеф Пристли. Все эти видные мыслители, творившие в рамках одного концептуального течения — Просвещения — имели во многом непохожие взгляды на разные революционные перевороты XVII и XVIII веков. Именно эта несхожесть делает изучение концепций данных мыслителей столь интересным.
На различном уровне в тексте присутствуют другие тексты предшествующей и окружающей культуры — фрагменты социальных идиом, обрывки культурных кодов, представленные в виде прямых или косвенных аллюзий или цитат. Рождение текста невозможно без опоры на существующие тексты.
Таким образом, в контексте данного исследования, приступая к работе, необходимо прежде всего рассмотреть историко— культурный контекст, в котором создавался каждый источник. Далее же, каждый источник будет рассматриваться и как отдельный текст, сохраняющий собственную референцию, так и как интертекст — наслоение текстов и смыслов. В качестве рабочего материала выделим несколько принципиально важных отрывков, раскрывающих сюжет революционного движения в Эпоху Просвещения. Таким образом, проведя анализ каждого из пяти рассматриваемых источников, мы ответим на пресловутый вопрос «почему?», выделим причины такого изображения событий в каждом тексте.
§1 Джон Локк
Джон Локк (1632 — 1704 гг.) — философ и мыслитель, основоположник английского Просвещения, автор таких широко известных трудов, как «Предсмертная речь цензора», «Опыты о законе природы», «Опыт веротерпимости» и пр. Он родился в 1632 году в Рингтоне, графство Сомерсет, в семье судейского чиновника. Будучи человеком блестящего ума, Локк сначала учился, а затем и преподавал в Оксфордском университете. Сблизившись с видным политическим деятелем лордом Эшли (графом Шефтсбери), возглавляющим оппозиционную королю партию вигов, Джон Локк втянулся в политическую деятельность, временами занимал высокие государственные должности, но в результате королевской опалы отправился в добровольное изгнание в Голландию. В бытность Локка в эмиграции им было написано социально-политическое произведение «Два трактата о правлении». Оно было издано уже после возвращения во время Славной революции просветителя в Англию, в 1690 году. Труд Локка, послуживший источником для данного исследования, состоит из двух книг: «Ложные принципы и основания сэра Роберта Филмера и его последователей исследуются и опровергаются» и «Об истинном происхождении, области действия и цели гражданского правления». При написании этого доклада автор работал именно со вторым трактатом. Важно отметить, что конкретных исторических событий Локк в своей работе не воспроизводит. Информация о Славной революции, которую можно почерпнуть в его труде, носит скорее аналитический характер. Можно, скорее, утверждать, что упоминаемая им Славная революция в его работе использована как иллюстрация собственных философских воззрений автора, а не является предметом деклариуемого непосредственного анализа.
Таким образом, даже более или менее детальный ход событий из источника восстановить невозможно, тогда как концептуальных рассуждений об истоках Славной революции, о её первопричинах предостаточно.