Найти в Дзене
Clio: История

Женщины у власти, часть XIII: заключение

Надгробие Елизаветы Тюдор
Надгробие Елизаветы Тюдор

Джон Нокс, несомненно, был человеком железной воли и непоколебимой веры в свою правоту, о чем свидетельствуют и яркий эпизод на галере, изложенный нами в обзоре источника, и резкость и непримиримость его суждений, и его нежелание отказываться от своих убеждений даже после того, как они были не приняты и раскритикованы общественностью. Однако анализ литературы и послания Нокса Елизавете, недавно взошедшей на престол после смерти сводной сестры, не могла не натолкнуть автора этой работы на мысль: а так уж ли важно было для Нокса то, что на английском престоле сидит женщина?

Вот, что писал Джон Нокс 20 июля 1559 года в письме к Елизавете: «Ваше Величество напрасно гневается на меня из-за моей книги, которая была написана в другие времена и касалась правления других особ. Те, кто пытаются представить меня врагом Вашего Величества, являются гнусными обманщиками и предателями».

Это послание вызывает у нас недоумение: ведь название работы Нокса звучит как «Первый трубный глас против чудовищного правления женщин» - отнюдь не женщины, что особо было выделено нами в обзоре источника. Аргументы, приводимые проповедником в его уничижительном памфлете, вроде умственной неполноценности, жестокости и коварности слабого пола, относились ко всем женщинам в целом, а не только к Марии Тюдор и Марии де Гиз. Но разве было хоть слово высказано Ноксом против Елизаветы - тоже женщины, но протестантки, вернувшей в Англию «угодную Богу» религию и разорвавшей англо-испанский союз? Невольно напрашивается вывод, что столь едко и гневно Нокс отзывался о правительницах потому, что они обе были папистками и «предательницами» национальных интересов в пользу Испании и Шотландии. Нам представляется возможным, что антифеминистский аргумент был использован Ноксом в качестве попытки воздействия на мужские гордость и самолюбие, чтобы подтолкнуть подданных к свержению неугодных монархинь - ведь в эпоху средних веков матриархат и впрямь был чем-то из ряда вон выходящим и мало приемлемым для общественного сознания.

Таким образом, несмотря на всю пылкость и страстность, с которыми Джон Нокс доказывал свои взгляды, можно заключить, что его антифеминистский довод (не высказанный, кстати, более никем из оппозиционеров-протестантов) служил лишь поводом для свержения «дурных» правительниц и спасения национальной независимости Англии и Шотландии. Ведь, повторяя вывод Джона Эймлера, хочется отметить, что именно английские короли приносили стране больше вреда, чем королевы, а правление женщины - Елизаветы Тюдор, сменившей свою старшую сестру на престоле, - и поныне зовется «золотым веком» в истории Англии.

Список литературы

Историография:

1) Зверева Г. И. "История Шотландии". М., 1987.

2) Лиардон Р. "Божьи генералы II. Пламенные реформаторы". М., 2010.

3) Норт Д. "История церкви от дня пятидесятницы до нашего времени". М., 1993.

4) Петросьян А. А. "Тираноборческие идеи Джона Нокса" // Проблемы истории докапиталистических формаций". М., 1978.

5) Руденко О. А. "Англо-испанский союз 1554 г. и его крах" // Автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата ист. наук, М., 1984.

6) Руденко О. А. "Контрреформация в Англии при Марии Тюдор" //Англия в эпоху абсолютизма. - М., 1984.

7) Сапрыкин Ю.М. "От Чосера до Шекспира: этические и политические идеи в Англии". М., 1985.

8) Эриксон К. "Мария Кровавая". М., 2001.

Источник:

1) Нокс, Джон. Трубный глас против чудовищного правления женщин // Английская Реформация (Документы и материалы). М., 1990.

2) John Knox (1558) The First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women (http://www.swrb.ab.ca/newslett/actualNLs/firblast.htm)