Найти тему
Clio: История

Женщины у власти, часть XI: пошто боярыню обидел?

Формулируя идеи ограничения власти монарха, Джон Нокс не был новатором в этой сфере. Подобные мысли высказал еще в 1556 году в своем "Кратком трактате о политической власти" Джон Понет, бывший Винчестерский епископ, член страсбургской общины эмигрантов-англичан. Понет считал, что "короли, князья и другие правители должны по установлению бога, человеческим обычаями, естественному праву быть послушными подданными законов страны... и не имеют права нарушать их". При нарушении монархом этих ограничений, тирана должно было наказать - обуздать через парламент или отлучить от церкви. В случае провала этих мер, Джон Понет оправдывал убийство тирана от руки "героической личности, получившей на это полномочия от дворянства и парламента". Народу Понет оставлял два средства борьбы с тиранией: покаяние и молитва.

Понет, будучи образованнейшим человеком своей эпохи, дворянином, и сочетая в себе «гуманиста Ренессанса и епископа Реформации» по словам английского историка Г. Портера, под покровом «божественных ограничений» королевской власти, провозглашал права нового дворянства. Чего только стоит особая глава в его трактате, посвященная неприкосновенности частной собственности, в которой Джон Понет утверждал, что «каждый человек имеет право владеть своей собственностью и никто никаким образом не смеет отбирать ее у него против его воли, даже если это хочет сделать король или император». По мнению епископа, Тюдорам было запрещено портить монету, взимать со своих подданных большие налоги, издавать законы, запрещающие жителям страны заниматься любым необходимым для их существования видом хозяйственной деятельности. Красной нитью через его трактат проходит мысль о том, что король наравне со своими подданными должен подчиняться законам страны.

В вопросе о способах борьбы с тиранией Джон Нокс был гораздо радикальнее Понета. В отличие от епископа Винчестерского, он считал, что право на сопротивление есть не только у знати, но и у всех остальных сословий. Теперь это уже не «божий мститель» – это весь английский народ. В своей работе «Обращение к знати и сословиям Шотландии» Нокс писал, что уничтожение идолопоклонничества, богохульства, и других преступлений, имеющих отношение к величию Бога, относится не только к дворянству, но и к народу, к каждому человеку.

Кроме того, ограничения королевской власти, которые сформулировал Нокс, имели исключительно религиозный характер. Главной его целью было укрепление независимой протестантской церкви и доказательство права на сопротивление в случае гонений и притеснений «истинно верующих». На пресловутой неприкосновенности частной собственности он не заостряет особого внимания, упоминает ее лишь вскользь в одной из своих работ.

Идею Нокса поддержал теолог Кристофер Гудман, входивший вместе с ним в женевскую кальвинистскую общину. Он написал трактат «В какой мере подданные обязаны повиноваться верховной власти», где также выступал против беспрекословного подчинения королевской власти. В подобной же манере священник Энтони Джилби чуть позже выпустил работу «Увещевание, обращенное к Англии и Шотландии с призывом о мщении" с требованием «наказать королев католичек, нарушивших волю Бога».

Таким образом, мы видим, что Нокс был выразителем идей и интересов наиболее радикальной части английских эмигрантов - людей, которые предпочли принять кальвинизм и основали кальвинистскую общину, положившую начало движению пуритан в Англии. Пуритане полагали, что монарх должен подчиняться кальвинистской церкви во всем, что не противоречит Божьему слову - и эта концепция, разумеется, не могла быть поддержана большинством.

Глава 4. Отношение современников к идеям Нокса. Актуальность и значимость его концепций в Англии и Шотландии.

Так оно и получилось - радикализм тираноборческих идей Нокса и ярая нетерпимость, сопровождающая изложение мыслей, оказались не поняты его современниками. На наш взгляд, общество того времени еще не было готово принять идею о законности свержения неугодного правителя. Дворянство видело в абсолютизме силу, способную защищать его интересы и подавлять народные выступления, угрожающие их благополучию, поэтому для них идея о всеобщем восстании против монарха была неприемлема. Большинство английских эмигрантов посчитали, что идеи шотландского проповедника излишне радикальны. Так, англиканский епископ Ричард Бэнкрофт полагал, что «сочинения Нокса являлись источником восстания», а лидер англикан М. Паркер называл «Первый трубный глас...» «разрушительным для социальной системы». Жан Кальвин запретил труд проповедника в Женеве и в письме к лорду Сесилю в 1559 году поспешил заверить государственного государя в том, что памфлет Нокса вышел без его ведома и согласия. Даже некоторые оставшиеся в Женеве пуритане не поддержали Нокса - в частности, Л. Хумфри заявлял, что мнение пуритан не имеет ничего общего с мнением Нокса и Гудмана. По замечанию самого Нокса, его последние произведения оттолкнули от него всех друзей в Англии.