Только после запуска в строй авиационного Харьковского заводва появилась возможность, наконец-то, начать выпуск серийных отечественных пассажирских самолетов.
Первым из них стал К-4. В его конструкции использовались многие узлы и блоки от предыдущих машин Калинина, крыло выполнили на этот раз деревянным, что удешевило конструкцию. Также использовали мотораму, которая позволяла встраивать различные моторы без переделок фюзеляжа.
Самолет был испытан на линии Москва-Харьков и в полете по побережью Кавказа.
Вроде как появилась машина, которую можно запустить в серийное производство. Что и сделали - всего построили 39 машин. Большая их часть использовалась как почтово-пассажирские, этот вариант мог брать на борт 4 пассажиров с багажом плюс почту. Несколько самолетов были чисто санитарными, несколько - использовались для аэрофотосъемки..
Однако первая массовая поставка в Среднюю Азию этих машин показала, что ни не предназначены для этого региона - крылья от жары деформировались, покрытие лопалось. Самолеты больше ремонтировались, чем летали. В то же время немецкие Юнкерсы, хотя и стояли зимой и летом на открытом воздухе - эксплуатировались годами без серьезных поломок...
Хотя к мотору претензий не было - так как использовался немецкий мотор L-5 :-).
Выявился ряд и других недостатков самолета, помимо деформации крыльев в жару: плохой обзор из кабины, низкая надежность бензосистемы, отсутствие двойного управления...
И наконец - недостаточный комфорт в пассажирской кабине. По сравнению с "Кометой-3" и летчики и пассажиры хвалили калининский самолет. Но на авиалиниях уже появился "Дорнье-Меркюр":
Как говорили летчики того времени - если на линии стояли одновременно К-4 и Донье, пассажиры стремились попасть на Дорнье-Меркюр... С точки зрения летных характеристик Донье также опережал отечественный по многим параметрам - грузоподъемности, скорости и пр.
Тем не менее десятки К-4 использовались на многих тогдашних авиалиниях - в том числе и на линии Харьков-Тегеран, а также участвовал в испытаниях по маршруту Архангельск-Сыктывкар...
Запуск первого серийного пассажирского самолета позволил уже в 1930-м году занять отечественным машинам 30% от общего числа гражданских самолетов на авиалиниях (16-ть из 50-ти)... Еще пару лет назад отечественные машины использовались штучно и составляли 4-5% от общего числа...
Начиная с 1934-го года, самолет стали заменять на более совершенное К-5 и другие машины. Часть "четверок" дожила до второй мировой, использовалась для эвакуации раненых в финскую войну с Карельского перешейка.
Пост о самом первом пассажирском самолете СССР смотрите здесь.
О спутниковой мобильной связи читайте тут.
Всем успехов и удачи!