Найти в Дзене

О школах в Российской Империи

Дисциплина русской армии строгая, и нет лучших полков, ни для парада, ни для боевых целей, чем те, которые дислоцируются в окрестностях больших городов. Часто проводятся смотры армии. Когда император лично выходит на грандиозную смотровую площадку каждый год, зрелище просто великолепное.

Российская императорская семья полна воинских качеств, что совсем не странно, когда мы вспоминаем их обучение. Иногда это достигает крайних пределов. Великий князь Михаил, брат императора Николая, как говорят, был одним из самых жестких последователей дисциплины из когда-либо известных, и когда он проверял подразделение, ни неровно повешенный значок, ни даже легкая небритость, не могли ускользнуть от его внимания. Парады доставляли ему удовольствие, и он мог галопом скакать по передней части фронта и выявлять минимальные нарушения. Он говорил: "Я ненавижу войну, она мешает парадам и пачкает униформу."

Он не любил казаков, потому что они не очень хорошо выступали на смотрах, по его мнению, их отличные боевые качества были второстепенны.

"Казаки несут патроны в карманах на груди своих пальто, а не в коробках с патронами, как другие воины". Великий князь считал военную форму неполной без коробки с патронами, вероятно, по той причине, что она давала ему определенный объем работы по поддержанию ее в чистоте и блеске.

Пароход оставил своих пассажиров на набережной у Адмиралтейской площади, а наши друзья снова бродили по земле Санкт-Петербурга, после интересного и поучительного дня в окрестностях города. Фрэнк и Фред посвятили вечер написанию того, чему они научились во время поездки в Петергоф и Кронштадт, и особенно написанию записок об армии и флоте России. Чтобы освежить свои воспоминания, они сослались на экземпляр "Годового справочника государственного деятеля", который оказался в этом зале, и заявили, что будут сердечно рекомендовать его другим, кто будет искать аналогичную информацию.

На следующее утро компания была в хорошем настроении. У них была встреча с профессором при Университете Санкт-Петербурга для посещения этого учреждения. Он должен был позавтракать с ними, а затем проводить их через библиотеку и другие помещения учреждения. Пока они завтракали, профессор развлекал юношей рассказом об образовании в России, который мы постараемся повторить так, как его помнят Фрэнк и Фред.

"От лица своей страны, - сказал профессор, - мне жаль, - что мы отстаем от Англии, Германии, Австрии и большинства других стран Европы в области среднего образования, но не так отстаем, как в предыдущие годы. У нас нет такой системы общеобразовательных школ, как у вас в Соединенных Штатах, и масса населения практически не получает образования сверх того, что получают от сельских священников. До Александра II деревенские школы контролировались священниками, и никто другой не мог быть в них учителем. Этот прогрессивный монарх издал приказ, требующий, чтобы школы предоставлялись наиболее способным кандидатам, будь то священники или же нет. Это был большой шаг вперед, так как священники нередко были почти так же неграмотны, как и люди, которым они должны были давать наставления.

https://i.pinimg.com/564x/3a/56/67/3a5667c11712e60396ef439bac86f209.jpg
https://i.pinimg.com/564x/3a/56/67/3a5667c11712e60396ef439bac86f209.jpg

Чтобы показать, как мы продвигаемся вперед, позвольте мне сказать, что в 1860 году только двое из каждых сотен новобранцев, призванных в армию, умели читать и писать; в 1870 году эта доля возросла до одиннадцати из ста, а в 1882 году до девятнадцати из ста. В 1880 году в деревнях насчитывалось 22 770 начальных школ, в которых обучалось 1 140 915 человек: 904 918 мальчиков и 235 997 девочек. Учителями были 19 511 мужчин и 4878 женщин. Некоторые начальные школы полностью поддерживаются правительством, а другие частично правительством и частично небольшим налогом на каждого учащегося. Последний вариант не является приемлемым, поскольку он отговаривает многодетных бедных людей от посещения школы, и через несколько лет все школы, вероятно, будут бесплатными".

Один из молодых людей спросил, чему учат в сельских школах России.

"Чтение и письмо, - ответил профессор, - это, разумеется, главное, а затем арифметика, грамматика и география в том порядке, в каком я их назвал. Церковь и государство настолько тесно связаны в России, что начальное образование включает в себя чтение молитвы; оно является частью повседневной жизни школ, за исключением тех, кто исповедует иную веру, чем православную, и в прежние времена детям раскольников не разрешалось посещать школы. Католики, лютеране и другие учились под руководством собственных учителей, и в ином случае у них не было никаких занятий. В настоящее время посещать сельские школы могут дети любого вероисповедания, а там, где население неоднородно, школы разделены."

"В 1850 году, - продолжил профессор, - в империи насчитывалось менее трех тысяч сельских школ, и рост до двадцати двух тысяч за тридцать лет показывает, насколько быстрыми были наши успехи. У нас большие надежды на будущее, и я надеюсь, что через тридцать лет мы не сильно отстанем от других стран Европы".