Стресс сопровождает нас почти каждый день, поэтому все больше и больше учёных пытаются исследовать его психологические механизмы и найти способы борьбы с ним.
Проблема стресса и борьбы с его последствия по-прежнему актуальны. До настоящего времени было проведено много исследований стресса в различных аспектах.
Термин «напряжение» происходит от физики и относится к различным типам напряжений, давлений или сил, которые действуют на систему. Эта концепция была впервые введена Х. Селье в 1926 году. По его словам, стресс - это «непривычная реакция организма на требования», которые он назвал «общий адаптационный синдром».
Здесь есть 3 этапа:
- стадия аварийного реагирования - организм мобилизует все имеющиеся у него силы (например, происходит повышение артериального давления, повышение температуры тела);
- стадия иммунитета - адаптация, человек относительно хорошо переносит стрессоры и другие дополнительные раздражители, которые раньше были безвредными;
- стадия истощения - возникает, когда стрессоры действуют слишком интенсивно или слишком долго. Человек начинает терять силы и возможность противостоять стрессу, что вызывает нарушение регуляции физиологических функций. На последнем этапе могут произойти постоянные патологические изменения, которые могут даже привести к смерти.
Селье различает конструктивный и разрушительный стресс. Он подчеркивает, что не все стрессы вредны. Он считает, что стресс может выполнять положительную функцию, потому что в определенных ситуациях он мобилизует людей на более эффективные действия.
Где живет стресс?
Анализируя теории стресса, можно сделать следующие выводы:
- Стресс - это состояние всего тела.
- Это более экстремальное состояние, чем состояние обычного нервного напряжения.
- Стресс подразумевает взаимодействие организма и окружающей среды.
- Стресс требует наличия угрозы.
- Реакция на стресс - запуск регулирующих функций психики.
С психологической точки зрения в определении стресса можно выделить три тенденции:
1. стресс как стимул (стрессор) или событие с особыми свойствами;
2. стресс как реакция, особенно эмоциональная;
3. стресс рассматривается с точки зрения взаимосвязи между внешними факторами и их восприятием субъектом.
Последнее направление - «реляционное» - появилось совсем недавно, оно включает в себя концепцию того самого психологического стресса Р. С. Лазаря и С. Фолкмана, которая получила очень широкое признание.
Лазарь и Фолькман утверждают, что психологический стресс не «локализован» ни в самой ситуации, ни в человеке, несмотря на то, что он обусловлен особенностями окружающей среды и свойствами человека в конкретной ситуации. В ситуации стресса человеческие убеждения, ценности и навыки сталкиваются с требованиями, ограничениями и ресурсами возникшей ситуации. Это отношение называется транзакцией, потому что не только среда влияет на человека, но и человек влияет на окружающую среду (отношения идут в обоих направлениях).
Первичная и вторичная оценка
Существует два типа посреднических процессов между стрессом и его непосредственными и отдаленными последствиями: когнитивная оценка и преодоление стресса, то есть борьба со стрессом.
Когнитивная оценка делится на первичную и вторичную. Первичная оценка включает в себя восприятие и интерпретацию ситуации, в которой находится человек, а именно степень угрозы.
Стрессовая ситуация включает три подтипа:
- вред / потеря относится к ущербу, который уже произошел (например, смерть близкого человека, потеря чувства жизни и т. д.);
- угроза относится к ущербу, который мы ожидаем;
- испытание указывает на вашу собственную оценку способности контролировать ситуацию.
Как мы реагируем на стресс?
Стресс вызывает изменения в функционировании организма в трех плоскостях:
физиологические показатели: учащенный пульс, расширенные зрачки, повышенное потоотделение, сердцебиение, мышечный тонус в руках и ногах, ригидность затылочных мышц, сухость во рту, стеснение в горле, психомоторное возбуждение.
психологические показатели: раздражительность, подозрительность, враждебность, чувство неопределенного страха, приступы гнева, апатия, депрессия, чувство одиночества, трудности в принятии решений, нарушенная самооценка.
поведенческие показатели (поведенческие изменения): повышенная возбудимость, нервные тики, импульсивность, потеря аппетита или чувство постоянного голода, нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость), внезапный гнев или плач, подверженность несчастным случаям, недовольство выполненной работой, снижение производительности.
Как бороться со стрессом? Об этом вы можете узнать в следующих статьях.