Многие блогеры и журналисты, не говоря уже о комментаторах, часто пишут, что фильм «Д`Артаньян и три мушкетёра» (1979) сейчас невозможно смотреть — он кажется попросту дурацким, хотя, музыка оттуда по сию пору нравится, да и Миледи-Терехова — прекрасна. Не говоря уже о том, что Боярский — наш любимый Д`Артаньян. Вот — частями это видеть можно. Песенку насчёт «Пора-пора-порадуемся» погромче включить, если она звучит на какой-нибудь случайно пойманной волне, а вот все три серии вымучивать — ни за что. Почему так?
Для того чтобы понять это, надо вспомнить, что привлекало тогда, в момент выхода и уже от этого отталкиваться. Сюжет «Три мушкетёра» вообще был, что называется базовым для формирования советской «идентичности» - в мушкетёров играли во всех дворах и пионерских лагерях, и ряд детских писателей — Юрий Нагибин, Владислав Крапивин, Радий Погодин — отметили в своих книжках эту увлечённость советского ребёнка. Потом дети вырастали, из пионеров становились постепенно инженерами, но первая любовь — не ржавеет.
Кроме того, в 1970-х — начале 1980-х вышло новое издание, а девочки массово увлеклись галантным «Виконтом де Бражелоном». Поэтому трёхсерийный, да ещё музыкальный телефильм про шпаги-шляпы-сёдла ждали все — и родители, и дети. И даже старшее довоенное поколение, помнившее изысканные иллюстрации Мориса Лелуара в библиотечном затрёпанном томе. И премьера ошеломила — яркостью, динамикой, песнями. И — звёздный состав. Никто не замечал огрехи — всем нравились драки, скачки, любовь, красивые платья.
Но шли годы, началась эра видео - мы посмотрели разные варианты «Мушкетёров», объелись «Анжеликой» - её можно было купить на 2-х кассетах, а не ловить по кинотеатрам частями. Плюс ко всему появилось много западных лент на тему «плаща и шпаги», о которых мы даже не знали. И эти кинокартины были искуснее, круче сделаны, чем довольно «бедный» по антуражу «Д`Артаньян...» , где всё более чем скромно, включая апартаменты Лувра.
Не добавили народной любви и многочисленные статьи о том, что съёмочная группа активно пьянствовала. В1990-х об этом как-то часто писали в «раскрепостившейся» прессе. Интервьюируемые актёры и участники съёмок наверное хотели стать ещё ближе к народу, а вот народ как-то не оценил порыва. Эти статейки просто коробили и раздражали — ну, пусть бы пили, но зачем писать об этом? Стали видны и халтурные недоделки, вроде туфель конца 1970-х на дамах, выплясывающих Le ballet de la Merlaison...
Да и вообще все вдруг увидели, что актёры — сильно старше своих героев и всё какое-то поспешное и «на скорую руку». Сейчас этот фильм смотрится, как развесёлый «капустник» подвыпивших артистов — очень хороших артистов, к слову. Играли всё-таки лучше французов и тем более американцев, так как не делали различия между серьёзной классикой и лёгким жанром, поэтому веришь печали короля и — глубокомыслию кардинала. С одним исключением — из Алфёровой получилась совершено «никакая» Бонасье, которая должна быть живой, бойкой и нахальной.
- ...Вот эти все минусы и сложились в один большой провал, которого мы не заметили в детстве.
Zina Korzina (c)