Найти тему
11 ЭКЮ

Бедный маленький русский царь Иван VI

С известным историком Игорем Курукиным мы кратко поговорили о самом юном русском царе Иване VI Антоновиче, вступившем на престол в 2 месяца и завершившем свое правление через год в результате Елизаветинского переворота. Оставшиеся 22 года своей жизни он прожил в заточении, в полном забвении.

- Игорь Владимирович, что происходило в России в этот единственный год его «правления»?

- В России происходило обычное - рекрутский набор, сбор податей, строительство в Петербурге. Из необычного - война с Швецией.

Иван VI Антонович. Русский Царь
Иван VI Антонович. Русский Царь

- Елизавета захватила власть. Разменяла к тому моменту 4-й десяток. У нее нет прямых наследников. Почему не оставила мальчонку при себе, воспитать преемника?

- Елизавете было 32. А мальчонка был свой - сразу объявленный наследником сын сестры Анны - Карл Петер Ульрих (будущий Пётр III - прим.ред)

- А почему он остался жив? Ведь могла произойти любая «случайность». К чему этот узник?

- Ситуация впервые. Как поступать - неизвестно. Отпустить дитё нельзя, казнить младенца-императора - тоже. Тихо убить - так все равно надо отдавать приказ.

- Итак, заточение. Одиночное. Более 2 десятков лет. Как он жил все же? То пишут, что с ним запрещено говорить было, то рассказывается, что он прекрасно знал о том, кто он и чьей милостью отправлен в заточение?

- Так и жил. В изоляции вырос убогим. С ним встречался Петр III. Пожалел. Но парень к жизни был непригоден.

Встреча Петра Фёдоровича с узником
Встреча Петра Фёдоровича с узником

- Были ли в России серьезные силы, которым он был интересен для возвращения на престол?

- "Силы" - это, значит, какая-никакая организованная оппозиция. В "отеческой" монархии не существовала.

- Его гибель в результате неудачной попытки вызволения - провокация Екатерины? Ей то зачем новый грех на душу? Мало Петра Фёдоровича убиенного?

- Так думали. Но прямых доказательств нет.

-3

- У Вольтера Кандид встречает Ивана на венецианском карнавале, якобы того отпускают под присмотром стражи так далеко иной раз. Произведение написано еще при жизни монаршего узника. То есть Европа знала об этом заточении. И? Была ли реакция Запада на нарушение прав человека?

- Конечно, знали - родня брауншвейгская в курсе. Но кто б стал требовать? Кому оно было надо? И куда б его послали?

Так прозаично решаются судьбы людей и вершится история.
Кстати, у нас есть также интервью с Игорем Курукиным
об Анне Иоанновне.