Вон темноглазая рыжегрудая зарянка спешит куда-то с пучком сухого мха в клюве. Подлетела к кривой липе и юркнула в темневшее у самой земли дупло. А вон на самом дне оврага, где темные колонны ольхи выстроились вдоль ручья, кто-то мелькает пестрым оперением, и слышится тревожный писк. Ах, вот в чем дело... Маленькие мухоловки-пеструшки, видимо, уже давно приметили в сухой олынине темное отверстие дупла.
Наверное, птички уже успели натаскать внутрь растительной ветоши и перьев, и самочка начала откладывать небольшие светло-голубые яйца. Но тут появилась более крупная и сильная вертишейка и тоже заинтересовалась этим дуплом. Удастся ли мухоловкам отстоять свое гнездо или нет — покажет время.
Много еще разных интересных сценок из птичьей жизни удается подсмотреть в весеннем лесу.
Некоторые певчие дрозды любят, отыскав старое дерево с выгнившим или выгоревшим стволом, свить там внутри широкого дупла гнездо. Можно пройти совсем рядом с таким деревом и не заметить гнезда. Разве что окажешься со стороны дупла, зияющего как большая темная пещера.
Нередко дрозды устраивают гнезда на разных лесных постройках, возле домов лесников. Они ловко прилепляют их на выступающих балках или в какой-нибудь нише.
Любят размещать свои жилища на стволах склоненных над оврагом черемух и ив.
Приходилось находить гнезда певчих дроздов прямо на земле, возле пенька или у пучка травы. Но это случается не часто и больше свойственно другому дрозду — белобровику.
Дрозд-белобровик и размером, и поведением, и криком похож на певчего. Только подбой крыльев да бока у этого дрозда ярко-рыжие, а у певчего охристо-желтые.
У, белобровика свои привычки. Он редко станет гнездиться на елке. А вот склоненные над ручьем деревца или куча валежника — подходящие места для его гнезд. Любит белобровик устраивать свои гнезда на высоких пнях. И чаще всех других наших дроздов вьет их прямо на земле.
Выше всех помещает гнезда дрозд-рябинник. Может, потому, что селится по рощам и опушкам, часто посещаемым людьми.
Его гнезда бывает легко заметить в развилке высоких берез и других деревьев или на концах густых сосновых лап, куда трудно забраться. Это спасает гнезда от праздного человеческого любопытства.
К сожалению, не во всех птичьих гнездах благополучно выводятся и вырастают птенцы. Очень многие гнезда разоряются воронами, сороками, белками и другими хищниками. Немало гнезд гибнет и по вине человека. Чем лучше удается птице скрыть свое гнездо или ухитриться построить его в недоступном месте, тем больше шансов, что оно уцелеет.
Я часто вспоминаю, как в Московском зоопарке пара трясогузок поселилась на «Острове зверей» в просторном вольере с тиграми. Птички в таком окружении благополучно вывели свое потомство.
В лес уходила нетоптаная дорожка. Слева от нее кустились ивняки, жимолость да смородина. А теперь еще поднялась высокая крапива, образовав вместе с кустами густые заросли. Дождавшись, когда листья достигнут полного роста и разрастется трава, приступили к гнездованию славки, соловьи, чечевицы и другие жители нижнего яруса леса.
В пяти шагах от тропы на маленьком кустике черной смородины сплела тонкую корзиночку-гнездышко славка-черноголовка и села насиживать кладку. Люди ежедневно проходили совсем близко, но не могли разглядеть в чаще хорошо укрытое гнездо.
А в крапиву им, к счастью, лазать было не за чем. У многих птиц в гнездах уже подрастают птенцы, на что указывают разные "приметы." Часто можно заметить, как какая-нибудь пичужка спешит к гнезду с жирной гусеницей в клюве. Нередко на буроватой лесной подстилке разглядишь скорлупку яйца.
Наклонишься, подберешь хрупкую невесомую чашечку, будто вылепленную из тончайшего фарфора, и пытаешься по окраске и узору на скорлупе узнать, какая птичка вынесла ее из своего гнезда.
Все чаше и чаше на глаза попадаются короткохвостые птенцы-слетки. То заметишь притаившегося на ветке дрозденка. То глинисто-бурый, весь в желтых пятнышках птенец зарянки выскочит на тропу и долго скачет впереди, прежде чем свернет в сторону.
Однажды, проходя мимо высокой осины, я услышал громкое верещание. Но никого не было видно, и казалось, что само дерево вдруг обрело голос. Я догадался, в чем дело, и со всех сторон осмотрел ствол дерева. Так и есть, метрах в пяти от земли в коре темнело круглое отверстие. Значит, у больших пестрых дятлов примерно неделю назад появились птенцы. Ведь первые несколько дней после вылупления дятлят не слышно.
Глянул вниз, где под свежими дуплами всегда в обилии мелких щепок. Но разросшаяся трава прикрыла выброшенную дятлами древесную труху. Лишь несколько коротких щепочек застряло на листьях.
С какой-то особенной симпатией и интересом я отношусь к этим неугомонным птицам и при случае подолгу наблюдаю за дятлами.
Значит, мне опять предоставляется возможность в течение двух недель приходить сюда и, спрятавшись в густых елочках, следить, как взрослые птицы возвращаются с кормом к гнезду, и слушать, как станет усиливаться верещание внутри дупла при подлете старых птиц.
Добывая корм для птенцов, дятлы нс долбят деревьев, а собирают его с поверхности стволов и ветвей.