Вслед за грачами вернулись скворцы. Порой скворцов можно увидеть уже с 8 марта. Но такое случается редко, и средним сроком прилета этих птиц считается 24 марта.
Кстати, еще сравнительно недавно датой возвращения скворцов считали лишь 30 марта. Так что и в жизни птиц случаются перемены.
Чуть от скворцов отстают жаворонки. И коли весна протекает не слишком бурно, они появляются 27 марта, когда на полях затемнеют большие проталины.
Раньше полевых возвращаются лесные жаворонки, или юлы. И над оттаявшими лесными буграми засверлят воздух звонким «Юли-юли-юли». Но их прилет остается малозаметным для нас. Кто же сейчас, в такую распутицу и слякоть, может оказаться в лесу?
И вот апрель. Птицы будто ждали того момента, когда наступит второй месяц весны.
Хлынули пернатые в наши леса, поля и перелески стаями, обгоняя друг друга, наполняя сады и рощи шумом и щебетом.
Каждый день приносит нам новые вести.
Вскрылись реки и понесли над пашнями и лугами мутные полые воды и обломки льда. А с ледоходом появились и белые трясогузки. Они бегают у воды, торопливо отбегая от нахлынувшего паводка, перелетают на плывущие льдины или волнистым полетом спешат на другой берег.
Тогда же, в самом начале апреля, над Москвой раздается резкий крик чаек. Над оттаявшими полями и залитыми низинами визжат и кувыркаются чибисы.
Над рекой проносятся стайки уток. Раньше всех прилетают кряквы и чирки-свистунки, затем шилохвосты, свиязи и другие.
Гогочут гуси. Кто летит ночью, кто мчится домой днем. Одни летят стаями, кто-то предпочитает путешествовать в одиночку. Но все спешат. Есть и такие, которые часть пути двигаются пешком, как коростель или погоныш, или вплавь — поганки и гагары.
И вы, ребята, заслышав задорную россыпь зябличьей песни, спешите занести в дневник последнюю новость: 7 апреля прилетели зяблики».
Иногда среди звонкого пиньканья зябликов ухо улавливает жужжащий голос вьюрка.
Эти скромно окрашенные по осени птицы к весне преображаются. В их оперении сочетаются иссиня-черные, оранжевые и белые цвета. В средней полосе вьюрки гнездятся редко, а на пролете их можно видеть чаще. Почему-то они всегда летят в общих стаях с зябликами.
Лишь только обтают приболотные кусты и меж кочек затемнеют талые воды, на болоте зазвучит несложная тихая песня.
Певца удается обнаружить скоро. Да он и не таится. Сидит на кусте ивы. Резко темнеют на фоне белой груди и рыжевато-пестрых боков и спины его черная шапочка и манишка. Это камышовая овсянка. Она прилетает в конце первой апрельской декады.
Дрозды являются стаями и дружно. И певчий, и белобровик, и рябинник, и черный начинают прибывать на рубеже марта и апреля, заявив о своем прибытии особенным шумом на местах отдыха стай. И уже вскоре по лесам начинает раздаваться громкое пение этих птиц.
С вершины старой елки, где зимой можно было видеть поющего клеста, теперь несется сладостная мелодия певчего дрозда, будто гимн уходящему весеннему дню.
Вместе с дроздами появляется и зарянка. Пение этих птичек легче всего услышать по зорям. Они поют и в лесах, и в городских парках.
Одними из последних возвратятся чечевица — 16 мая, сверчок — 17 мая. В самом конце месяца прилетит зеленая пеночка.
А завершит весенний пролет овсянка-дубровник. Она появится на сырых, поросших кустарниками лугах.
Хлопотливая семейная пора наступила для птиц.
Одними из первых приступили к гнездованию птицы-дуплогнездники. Ведь многие из них провели зиму недалеко от родных мест. И жилье для них было уже почти готово. Следовало лишь подыскать подходящую трещину в стволе или глубокую полость на месте выгнившего сучка, натаскать туда сухой травы, мха, шерсти — словом, всего, чего полагается.
А еще лучше найти старое дупло дятла. Ведь он все равно жить в нем уже не будет и выдолбит для своей подруги новую квартиру. Всем хорошо дятлово дупло. И глубокое, и просторное. Редкий хищник может забраться в него. И от дождя, и от холода укрывает. Следует только поспешить занять его, прежде чем оно попадется на глаза другой птице. А охотников приобрести такое надежное жилье немало: синицы, поползни, гори-
А охотников приобрести такое надежное жилье немало: синицы, поползни, гори- хвостки, мухоловки, воробьиные сычики, скворцы, воробьи.
А в более просторных дуплах черного дятла-желны устраиваются лесные голуби клинтухи, мохноногие сычи. Даже такая крупная сова, как серая неясыть, умудряется выводить потомство в его дупле.
В начале мая, когда лес оденется молодой листвой, а лесные поляны и пригорки запестрят ранними цветами, многие дупла уже бывают заняты, а птицы озабочены насиживанием.
Отдохнув от тяжелого и опасного перелета и дождавшись теплых дней, взялись за постройку гнезд другие птицы. Пока листья на деревьях еще малы и трава не выросла, хорошо прийти в зеленовато-прозрачный лес и, тихо усевшись на пеньке или поваленном дереве, наблюдать за хлопотами пернатой братии.