В рамках выставки "Агропродмаш-2019" 7 октября 2019 г. состоялся второй бизнес-форум "Стратегические вызовы АПК - 2020", который был посвящён продажам, инвестициям и повышению эффективности. Эксперты обсуждали прогноз развития агропромышленного комплекса в разрезе ключевых отраслей, государственную поддержку, технологии пошагового получения государственных субсидий и привлечения инвестиций, особенности заёмного финансирования в секторе в 2020 г., конкурентные стратегии рыночного поведения в различных секторах АПК.
Об особенностях привлечения заёмного финансирования для строительных проектов в агропромышленном комплексе рассказал Александр Журавлёв, старший руководитель проектов группы компаний SRG. Эксперт подчеркнул, какие цели и задачи ставят перед собой основные участники процесса финансирования (инвестор, банк и надзорная компания); на какие параметры особенно обращает внимание банк и какие трудности чаще всего возникают у инвесторов при привлечении заёмного капитала.
На фоне минимального роста в экономике и сельском хозяйстве и усиления вертикально-интегрированных комплексов дальнейшее развитие отрасли, по мнению Ивана Федюкова, генерального директора аналитической компании "Инфолайн", связано с навыками производства востребованного конечного продукта и его профессиональной реализации через торговые сети и экспортные каналы. 2/3 продовольственного рынка покрывают 700 сетей, а 10 крупнейших дают треть продаж всех продуктов питания.
На фоне общей стагнации или слабого роста агрохолдинги продолжат свой рост из-за трёх ключевых факторов: во-первых, их приоритетной государственной поддержки, во-вторых, слабой кооперации малых и средних производителей, и, в-третьих, ростом технологизации отрасли.
Эксперт огласил свою прогнозную оценку на 2019-2022 годы о 170 крупных инвестиционных проектах по строительству и реконструкции объектов пищевой промышленности. По данным 2019 г. крупнейшим инвестором в секторе стал "Мираторг", реализующим инвестиционные проекты на сумму более 180 млрд. руб. Он отметил, что в ближайшие 3 года в целом по сельскому хозяйству рост продолжится, но его темпы замедлятся до 0,5-2%.
Одним из лидеров по количеству реализуемых проектов в агропромышленном комплексе является компания "ЭкоНива", которая ведёт более 11 проектов молочного животноводства с оценочной стоимостью более 50 млрд. руб. Этот крупнейший производитель сырого молока в России планирует ещё инвестировать 70 млрд. руб. в ближайшие восемь лет. Стратегической целью до 2025 г. этой компании является полный переход на собственную переработку, что существенно повлияет на цепочку добавленной стоимости в силу масштаба её рыночной доли.
Скептическую позицию о перспективах роста агропромышленного комплекса на фоне стагнации потребительского спроса высказал Дмитрий Потапенко, известный общественный деятель и управляющий партнёр Management Development Group. Также эксперт отметил усилившуюся демографическую "яму" на фоне сверхурбанизации. Для бизнеса он подчеркнул необходимость учёта низкой покупательской способности населения и его готовности выделять деньги на продукты питания.
Потапенко также подчеркнул, что в целом по экономике нарастает доля государственного сектора или компаний, приближенных к нему. В результате в отрасли формируется вертикаль управления и регулирования, но при этом не происходит соответствующего планирования и наделения ресурсами. 35% компаний ушли с рынка и нарастает регуляторное давление: новостную повестку определяет чаще следственный комитет, а не рыночное взаимодействие. Защита прав собственности сегодня является большим ограничением и вызовом для предпринимателей в целом по стране, и в агропромышленном комплексе в частности.
Флагманом роста в сельском хозяйстве, по мнению президента консалтинговой компании "Контакт-Эксперт" Григория Трусова, станет мясная отрасль, которая сможет применить современные технологии создания и упаковки конечного продукта.
Руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин в своём выступлении сделал акцент на финансовых стратегиях для производителей агропромышленного комплекса.
Акцент на вывод продукта на рынок и успешную маркетинговую стратегию обозначил в своём выступлении управляющий партнёр компании Retail4you Сергей Лищук. По его оценкам ежегодно на рынок в среднем выходят 40000 новинок, лишь 1200 из которых формируют 90% денежного потока и 97% из которых в итоге становятся неудачными.