Это не статья по математике, это просто крик души. История, леденящая кровь.
Приходит ко мне ребенок (4 класс) и говорит, не могу решить задачу на среднее арифметическое.
А надо сказать, этот ребенок учится по программе перспектива, учит его заслуженная учительница, всякая лауреатка с приличным стажем (чтобы не врать, про стаж не скажу, но точно больше 20 лет). В прошлом году (3 класс) выяснилось, что делит и умножает ребенок довольно необычно. В уме по определению или подбором умножает и делит великолепно (родители до школы научили), но когда дело доходит до "столбиков" и "уголков" - включается петерсон головного мозга. Цифры пишет наугад. Ребенок хороший, поймали его вовремя, поэтому нескольких занятий летом хватило, чтобы и делить научить, и умножать, и вычитать с переходом через десяток.
А тут на среднее арифметическое не может решить задачу. Я думаю, ну, как всегда, определение не дали, алгоритм показали. Говорю:
- Тебе-то что сложного там? Все сложил, на количество поделил.
- Да это я знаю, я задачу не могу решить.
Вот тут я напрягся. Дело в том, что текстовые задачи ребёнок тоже великолепно решает (с вопросами).
- Покажи, - осторожно прошу, - задачу.
Он радостно рапортует*:
- Задача номер 3 на странице 49!
Да, учебник дурацкий во всех смыслах, даже без сквозной нумерации. Открываю, смотрю:
Читаю. Перевожу глаза на левую страницу (ну, вдруг ребёнок темой ошибся):
Вы поняли? Если не совсем, я поясню. По идее Дорофеева,
если в тексте задачи два-три раза написать слова "в среднем", то задача внезапно превратится в задачу на среднее арифметическое!
От авторов: если в предложении пару раз повторить " отсюда следует", то это будет доказательство.
В учебнике (я полистал) кроме "примеров" нет ни одной задачи, в которой определение (оно дано, кстати, правильное) нужно для решения. Во введении темы (над определением) говорится... Ну, вы прочитали этот бред, я думаю.
Я посмотрел в гдз. Ребенок должен разделить литры молока на коров, тем самым узнать, сколько В СРЕДНЕМ даёт молока одна корова, а потом умножить на новых СРЕДНИХ коров.
Немного перекипев, я предложил малышу просто выкинуть из текста слова "в среднем", потому что задача вообще из другой темы. И задача внезапно решилась.
Что это за задача такая, из которой нужно выкинуть тему урока, чтобы её решить!
Показал эту задачу математику (кандидат наук) и спрашиваю, угадаешь, на какую тему задача? На пропорции, говорит. А вот и не угадал. На среднее <...> арифметическое.