Николай Петрович Шереметев (1751-1809)
Младший сын Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых. Родился в Санкт-Петербурге в Фонтанном доме. С детских лет Николай Петрович был близок Великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I, делил с ним игры и забавы. Юношей участвовал в играх, маскарадах, любительских спектаклях при дворе. Получив традиционное домашнее образование, Н.П.Шереметев завершил его заграничным путешествием (1769-1773), посетив Голландию, Англию, Францию, Швейцарию, Германию. Знакомство с историей и культурой этих стран, лекции в Лейденском университете, уроки игры на виолончели у педагога парижской Королевской Академии музыки Ивара позволяли Н.П.Шереметеву прекрасно разбираться в европейской экономике, политике, искусстве. Николай Петрович главным делом своей жизни считал служение искусству - театру и музыке. Он прославился как меценат, собиратель художественных коллекций, владелец одного из лучших крепостных театров России.
С детских лет он, как и его отец, был вхож во дворец, став товарищем игр наследника престола цесаревича Павла Петровича. В этом качестве в 1764 году впервые упоминается 13-летний Николай Петрович Шереметев в дневнике воспитателя Павла Петровича С.А. Порошина. Дружба между ними, начавшись в детские годы, сохранится до конца жизни императора Павла.
Один из первых историков рода Шереметевых академик Г.Ф. Миллер, лично знавший графа Николая Петровича и его отца, писал в конце XVIII века, что молодой человек, обучавшийся сперва в отцовском доме наукам и языкам, затем
«…служил в гвардии прапорщиком, и пожалован в порутчики, а потом ко двору Ея Величества в камер-юнкеры…».
Записанный с детства в Преображенский полк, граф Николай Петрович прошел путь сержанта, прапорщика, поручика и в 1768 году был переведен на придворную службу камер-юнкером.
Юность графа Николая Петровича пришлась на эпоху Просвещения с ее идеалами рационализма и гуманизма. Долгом молодого дворянина почиталось стать человеком образованным.
Граф Никита Петрович Панин, сменивший Порошина на посту воспитателя наследника Павла Петровича, издавна близкий семье Шереметевых, убедил графа Петра Борисовича послать сына для завершения образования в Европу. Было решено, что он поедет в голландский город Лейден слушать лекции в знаменитом европейском университете, где уже находился князь Александр Борисович Куракин, будущий дипломат и впоследствии близкий друг графа Шереметева.
Екатерина II старалась привлечь графа к делам государственного управления. При Екатерине II Николай Петрович был пожалован званием камергера, и его назначили состоять при Малом дворе наследника, который в эти годы жил преимущественно в Гатчине, в течение десяти лет служил директором Московского Дворянского банка (1777 - 1786 гг.), был избран в 1784 г. предводителем Московского Уездного дворянства, с 1786 по 1794 гг. - сенатор, тайный советник. По воцарении Павла I граф Шереметев становится обер-гофмаршалом (1796), командором мальтийского ордена (1797), обер-камергером (1798), назначается директором над театральными зрелищами (1799). В 1800 году выходит в отставку. За государственные заслуги гр. Н.П.Шереметев награжден орденами: польскими Белого Орла и св. Станислава, св. Александра Невского , св. Андрея Первозванного, св. Анны, Большим Командорским мальтийским крестом, французским св. Лазаря.
Главным делом жизни графа Николая Петровича стало не служебное поприще, а созданный его отцом крепостной театр. Он начал заниматься делами театра еще при жизни графа Петра Борисовича. От природы молодой человек был наделен тонким слухом, обладал музыкальностью, его любимым инструментом стала виолончель.
На сцене его театра давались драматические, оперные и балетные представления. Он внимательно следил за тем, какие пьесы пользуются наибольшей популярностью в Европе, особенно во Франции, какие спектакли идут на придворной сцене и в частных театрах России. Так, своего парижского знакомого музыканта Ивара, с которым был в переписке с середины 1780-х годов, он просил «…присылать мне пьесы модные, красивые, имеющие успех и легко исполняемые на нашем маленьком театре».
Тексты присланных ему французских и немецких пьес переводили на русский язык Алексей Федорович Малиновский и Василий Вороблевский, последний и сам иногда писал либретто для спектаклей.
Музыканты, певчие капеллы, певцы, драматические и балетные артисты его театра – это специально отобранные и хорошо обученные крепостные, для их обучения граф приглашал профессиональных актеров, танцовщиков, иногда и режиссеров. Крепостной человек графов Шереметевых Иван Андреевич Батов изготавливал превосходные по своим качествам музыкальные инструменты – скрипки, альты, виолончели, гитары. Созданные им инструменты не только служили шереметевским музыкантам, но и шли на продажу. Одну из созданных им скрипок преподнесли императору Александру I.
Труппа театра была большая, хотя в разные периоды его существования, судя по сохранившимся документам, число артистов и музыкантов разнилось.
Особое место в истории шереметевского театра и в жизни графа Николая Петровича занимала крепостная актриса Прасковья Ивановна Ковалева, которая выступала на сцене под псевдонимом Жемчугова и являлась первой актрисой его театра. Прасковья восьмилетней девочкой по приказу графа Петра Борисовича была взята на обучение в кусковскую театральную школу. 2 июня 1779 года, одиннадцати лет от роду, Прасковья Ковалева дебютировала на сцене в комической опере Гретри «Опыт дружбы». 5 ноября 1780 года в московском доме графа Петра Борисовича двенадцатилетняя певица исполнила заглавную партию Белинды в комической опере «Колония, или Новое селение». Пик театральной карьеры Прасковьи Ковалевой приходится на тот период, когда театром управлял граф Николай Петрович. 6 ноября 1801 года он официально женился на ней. 3 февраля 1803 года в своей спальне в Фонтанном доме графиня Прасковья Ивановна родила сына, нареченного Дмитрием, в честь особо почитаемого в семье святителя Дмитрия Ростовского. 23 февраля 1803 года, через три недели после родов, графиня скончалась.
После смерти супруги Николай Петрович Шереметев, выполняя волю умершей, посвятил свою жизнь благотворительности. Согласно завещанию Прасковьи Ивановны он пожертвовал часть капитала на помощь бедным невестам и ремесленникам, а также начал строительство в Москве Странноприимного дома, открытого уже по смерти его основателя, в 1810 году. Указом 25 апреля 1803 года император Александр I повелел вручить графу Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи:
«в залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве»
Кроме того, он пожаловал его орденом Св. Владимира I степени.
На средства Шереметева были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кусково и Марково, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, Дмитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом и других.
Похоронен в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской Лавре.
Петр Борисович Шереметев
Сергей Дмитриевич Шереметев