Найти тему

Илья Ильич Мечников, Нобелевский лауреат, который пил холеру

https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/05/15/1950879/513424-russia.jpg
https://cdn.fishki.net/upload/post/2016/05/15/1950879/513424-russia.jpg

Вы знаете кому мы обязаны йогуртом? Ответ прокладывает свой путь через Институт Пастера, Нобелевскую премию и одну из самых горячих областей исследований - микробиом и пробиотики.

Все это началось в 19 веке с гиперактивного ребенка с. Ивановка, который имел сверхъестественную способность соединять точки, где никто не видел точек вообще. Когда Илье Мечникову было 8 лет и он бегал по усадьбе своих родителей Мечников и делал заметки о местной флоре, как младший ботаник. Он читал научные лекции своим старшим братьям и местным ребятишкам, посещение которых он обеспечивал, выплачивая им из своих карманных денег.

Мечников получил прозвище "ртуть", потому что постоянно находился в движении, всегда хотел увидеть, попробовать и попробовать все, от изучения того, как его отец играл в карточные игры до обучения шить и вышивать с горничными.

В 16 лет Мечников позаимствовал микроскоп у университетского профессора для изучения низших организмов. Книга Дарвина "о происхождении видов" сформировала его сравнительный подход к науке еще в студенческие годы—он рассматривал все организмы и физиологические процессы, происходящие в них, как взаимосвязанные.

Эта способность привела его к открытию определенной клетки и позволила связать пищеварительные процессы у примитивных существ с иммунной защитой человеческого организма. В низших организмах, где отсутствуют брюшная полость и кишечник, пищеварение осуществляется особым типом клеток—подвижными мезодермальными клетками, которые перемещаются, поглощая и растворяя частицы пищи.

Глядя на мезодермальные клетки внутри прозрачных личинок морских звезд, Мечников, которому в то время было 37 лет, задумался.

“Мне пришло в голову, что подобные клетки могут служить для защиты организмов от злоумышленников”

Он принес из сада несколько шипов роз и воткнул их в личинки. Если его гипотеза была верна, то тело личинки распознало бы Шипы как вторгшихся существ, и мезодермальные клетки собирались бы вокруг шипов в попытке проглотить их. Как и ожидал Мечников, мезодермальные клетки окружали шипы, подтверждая его теорию. Он назвал свои клетки фагоцитами, что по-гречески означает “пожирающие клетки”, и сравнил их с “армией, бросающейся на врага".”

В 1888 году Луи Пастер пригласил Мечникова во Францию, где Мечников продолжил свои исследования. Он рассудил, что если в более простых организмах мезодермальные клетки атакуют и переваривают захватчиков, то у людей лейкоциты—белые кровяные тельца, образующие гной,—должны атаковать и переваривать микробы.

Следовательно, воспаление было всего лишь клеточной реакцией на внешнее воздействие, лечебной реакцией организма. Эти идеи полностью противоречили устоявшейся теории воспаления, которая утверждала, что лейкоциты образуют среду, благоприятную для роста микробов и распространения их вокруг.

Но после того, как исследователи повторили эксперименты Мечникова, лейкоциты были установлены как клетки, борющиеся с бактериями. В 1908 году Мечников получил Нобелевскую премию в области медицины за открытие фагоцитарных клеток и их роли в иммунной системе человека.

Многое из того, что он делал, было очень дальновидным”, - говорит Сиамон Гордон, почетный профессор клеточной патологии Оксфордского университета, изучавший работы Ильи Мечникова. Мечников, возможно, рассматривался как чудак некоторыми из его современников, но “прямо сейчас некоторые из его "сумасшедших" идей абсолютно реальны.

Мечников открыл фагоциты и погрузился в исследование иммунитета человека, надеясь найти способы продлить жизнь. Он был мотивирован своим собственным мрачным опытом борьбы с болезнью.Когда его первая жена умерла от туберкулеза, несмотря на его усердные попытки спасти ее, печальный Мечников принял передозировку опиума, но выжил.

Когда его вторая жена Ольга заболела брюшным тифом, он привил себе клещевую болезнь, чтобы умереть вместе с ней-но они оба выжили. Обнаружив естественную защитную систему организма, Мечников писал: "С помощью науки, человек может исправить несовершенства своей природы.”

В рамках своих поисков иммунитета Мечников экспериментировал на самом себе. Во время эпидемии холеры 1892 года во Франции он пил Cholera vibrio, бактерию , которая вызывает болезнь. В пределах того же самого сообщества некоторые люди заразились им, в то время как другие казались невосприимчивыми. Понимание того, как развивается такой иммунитет, может привести к созданию вакцины.

От холерного напитка Мечникова не тошнило,поэтому он позволил добровольцу из своей лаборатории повторить тест. Когда первый доброволец тоже не заболел холерой, Мечников без колебаний принял предложение от второго. К его ужасу, молодой человек заболел и чуть не умер.

Когда Мечников перенес свои эксперименты в чашку Петри, чтобы выяснить, что вызвало такую заметную разницу, он обнаружил, что некоторые микробы препятствуют росту холеры, а другие стимулируют его. Затем он предположил, что бактерии кишечной флоры человека играют определенную роль в профилактике заболеваний.

продолжение в следующей части статьи