Именно для того, чтобы научиться искусству судостроения, Петр Великий отправился в Англию и Голландию.
"Вот что говорит нам история", - ответил доктор. "Он понял, что состояние страны без флота хуже, и послал молодых интеллигентных русских для изучения искусства строительства и судоходства". Не довольствуясь тем, чему они научились, он уехал из России примерно на полтора года, которые потратил на приобретение полезных знаний. Он работал на верфи в Голландии, переодевшись в рядового рабочего, хотя по общему мнению, начальники верфи знали, кто он такой. После этого он провел три месяца на английской верфи, а когда вернулся в свою страну, его сопровождали около пятисот кораблестроителей, такелажников, изготовителей парусов и других рабочих, необходимых для создания такой судоверфи, какое он хотел бы иметь. С этого момента появился флот России. Основу великого флота, который стоял перед нами, заложил Петр Первый.
Английское и голландское происхождение русского судостроения показано в английском и голландском названиях для различных частей судна. Палуба, киль, мачта и многие другие морские предметы на русском языке такие же, как и на английском; русские не имели эквивалентных слов, и естественно переняли названия из страны, которая поставляла упомянутые вещи.
"И я могу сказать вам кое-что еще более любопытное, - продолжил Доктор, - как мне сказал один русский капитан. В то время как кораблестроители Петра I были как из Англии так и из Голландии, мореплаватели почти полностью приехали из Голландии, чтобы управлять судами после их постройки. В результате почти все изменения, происходящие на корабле, и передвижения моряков для их совершения происходят на голландском языке, точнее, они были переведены с голландского на русский. Русский капитан, о котором я говорил, заявил мне об этом таким образом:
"Голландский капитан мог прийти на мой корабль, и его приказы на его родном языке были бы понятны моему экипажу: я имею в виду просто приказы, без объяснений. С другой стороны, голландская команда могла понять мои приказы, не подозревая, что они были на русском языке".
"Неудивительно, - сказал Фред, - что русские почитают память великого Петра, и что их самый большой военный корабль носит его имя. Я прав по отношению к судну?"
"Это самое большое в настоящее время, - ответил доктор, - но есть три корабля - Чесма, Синоп и Екатерина II. - которые должны быть построены в 1887 году, что будут больше, чем Петр I". Последний представляет собой железобетонное башенное судно мощностью 8285 л.с. и водоизмещением 10.000 тонн. У нее восемь пушек, две башни, а толщина железной обшивки на ватерлинии - 14 дюймов. Она имеет длину триста тридцать футов и ширину шестьдесят футов в самой широкой части и похожа на большие безмассовые корабли британского флота, особенно класса "Дредноут". Она была построена в 1874 году в Кронштадте, другие и более крупные корабли, которые я назвал, стоят на путях в Севастополе и Николаеве, на Черном море.
Не вдаваясь в подробности, скажу, что российский флот состоит из двух великих дивизий: флота Балтийского и Черноморского. Каждое из этих великих подразделений подразделяется на секции: Балтийский флот - на три, а Черноморский - на два. Секции имеют флаги разных цветов, белый, синий и красный; это расположение взято из голландского, как и система судостроения во времена Петра.
В начале 1885 года Балтийский флот состоял из двухсот девяти судов, в том числе 33 бронетранспортеров и ремней, 49 несвязанных фрегатов, корветов, ножниц и крейсеров и 95 торпедных катеров. Оружейные лодки, транспортные средства и различные другие суда пополнили этот список. Черноморский флот состоял из девяносто восьми судов, семь из которых были бронированными, затем - суда Каспийского моря и Сибирской флотилии, и в общей сложности российский флот в то время состоял из 358 судов, вооруженных 671 орудием, весом 196 575 тонн, и двигателей мощностью 191 976 лошадиных сил."
"Прежде чем мы перейдем к теме российского флота, - продолжил доктор, - возможно, вы захотите услышать о Поповках."
Никто из молодых людей не слышал об этом и не задавался вопросом, что же это может быть. Доктор Бронсон развеял недоумение, объяснив, что Поповки - это новый вид железного корабля, предназначенного не для быстрого плавания в море, а для защиты гаваней.
"Это было изобретение адмирала российского флота Попова, - заметил он, - и потому и произошло это название". Первая из них была построена в 1873 году в Николаеве, на Черном море, и получил название Новгород. Она круглая, диаметром в сто футов, и носит с собой две одиннадцатидюймовых пушки во вращающейся башне, подобной той, что у Монитора. Она весит две тысячи тонн, и имеет двигатели, которые приводят ее в движение со скоростью около шести миль в час."