Найти в Дзене

Различия работы в государственных и частных организациях помощи детям с ОВЗ. Часть I

За свои четыре года психологической практики мне посчастливилось попробовать себя в разных коллективах и на разных местах работы. Сменил два частных центра и одну школу-интернат, пока не закрепился на теперешнем месте. Если добавить к этому длительную практику в универе, где мы колесили и проводили занятия в самых разных организациях для детей с ОВЗ города и области, в голове сложится интересная картина, которой хотелось бы поделиться. 

Дальнейший текст будет посвящён отличиям частных и государственных организаций для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Под частными здесь подразумеваются разного рода коррекционно-развивающие центры и клубы, основной контингент клиентуры которых – дети с ОВЗ и их родители. Пост сформирован на основе личного опыта и не призывает ни к каким активным действиям, не имеет цели кого-нибудь обидеть или опорочить. Это лишь моё собственное мнение о плюсах и минусах работы в государственных учреждениях (ДОУ, школы) и частных (которых в последнее время становится всё больше). Данный лонгрид может быть полезен для молодых специалистов, только начинающих свою карьеру, для родителей, планирующих образовательный и коррекционно-развивающий маршрут для своего ребёнка, а может быть, позволит кому-нибудь посмотреть со стороны на свою работу и место в ней.

Так как «многабукав», для удобства текст будет разделён на две части. Первая из них – о работе в государственных организациях в сфере помощи детям с особенностями в развитии. 

Ещё в самом начале, на втором курсе магистратуры, мне посчастливилось проработать один учебный год в очень крутой школе. Это была и есть одна из лучших школ-интернатов нашего города, единственная в области специализирующаяся на детях с нарушениями слуха. Отличный коллектив и руководство школы, которые прикладывают огромные усилия для работы с детьми, превратили небольшое здание в центре города в образцово-показательную школу, куда водят экскурсии и мечтают попасть на практику. 

Случилось всё просто. Один из преподавателей, который лично знал директора школы, посоветовал ей меня в качестве педагога-психолога. Интернату срочно нужен был «мальчик-психолог» для работы с детьми средних и старших классов, а так как мужчин в нашей профессии мало, а в магистратуре и вовсе был лишь я один среди женского коллектива, выбор пал на меня. Пришёл 30 августа на собеседование, ожидая допроса с пристрастием, принес дипломы, грамоты и медкнижку, а в итоге, после 5 минут разговора с директором услышал заветные слова: «Ну что, выходите 1 сентября, линейка с 10:00. Оформитесь в бухгалтерии, туда же донесёте недостающие справки». 

Так начались мои девять месяцев в школе. Это был огромный опыт для меня, большей частью положительный. 

Но были и минусы. Всё это я постараюсь сейчас детально расписать.

Итак, плюсы школы:

- Государственная работа есть государственная работа. Зарплата по расписанию, сиди, жди СМС на карту. Начал утром, закончил вечером, от количества детей и того, спишь ты на работе или пишешь как конь, мало что зависит. Очень хороший вариант для ленивых, хотя, ленивые в школе долго не проживут.

- Всякие бонусы в виде надбавок, дополнительных выплат, 13 зарплаты, возможности получить налоговый вычет и тому подобное. А ещё год работы идёт за 1,3 стажа – из-за «вредности». Система получения денег довольно запутанная, нопри должном умении, выносливости, а главное, удаче можно неплохо зарабатывать.

- На всё есть «бумажка». Еще в начале года составляешь программы, планы и календарные графики, всё тщательно задокументировано, ты знаешь примерно, чем ты будешь заниматься сегодня, завтра и через месяц. Навыки работы с документами поднимаются до высот, учишься за полчаса в режиме форсажа накатать с нуля годовую программу по профориентации старшеклассников при помощи палок, мела и циркуля. 

- Ты работаешь официально. Защищёнтрудовым кодексом и законом. По факту, тебя не должны нагружать чем-то сверх твоих основных обязанностей, но это создаёт угрозу прослыть не самым хорошим членом коллектива. 

- О коллективе. Большинство педагогов и воспитателей работают еще со времён Царя Гороха, так что это опытные и «прохаванные» люди, элита. Они узнали за годы работы всё о детях с особенностями в развитии и способах их «усмирения». На самом деле, всегда можешь обратиться за советом, опытные коллеги подскажутмного фишек и примочек в работе, о которых в книгах нигде не напишут.

- В целом, руководство школы и сам коллектив заинтересован в молодых специалистах. На первых порах тебе много помогают и прощают мелкие оплошности. Покажут, как писать программы и что делать в случае тех или иных конфузов, поделятся наработками и сведениями о детях и их семьях. Главное, правильно влиться коллектив, тогда 50 процентов успеха уже за тобой.

- Личностное развитие. Тебя прямо таки заставляют проходить разные тренинги и семинары, повышения квалификации. Да, не самые престижные, но всё же не дают тебе «застояться» и поверить в свою сверхобразованность и знание всего. Школа заставляет тебя становиться лучше, и, если ты готов к этому, прогресс неизбежен.

- Личный опыт. Ты развиваешься просто титанически. Первые пару месяцев проходят в состоянии постоянного стресса, затем ты выплываешь и натыкаешься но новую волну. Ты учишься работать быстро, качественно, прикрывать косяки других и самому быть прикрытым, учишься взаимопомощи, учишься делать за день то, что нужно было сделать еще два дня назад, умеешь работать в состоянии напряжения и давления. Да, после школы реально ничего не страшно.

- Статус. Всегда можно «понтанутся» своей работой. На встрече с друзьями, одногруппникамиили родственниками. Ведь просто «психолог» звучит менее круто, чем «педагог-психолог в ОКОУ для детей с ОВЗ, специализирующемся на детях с нарушениями слуха». И сразу полетят вопросы: «Что, правда помогаешь детям? Они глухие? А язык жестов знаешь? А как они говорят? А что… Апочему… А как…». И ты король вечеринки.

- Дети. Это, пожалуй, главная причина. Таких добрых, открытых, ласковых и честных в своих эмоциях детей я не встречал нигде и никогда. Возможно, дефицит внимания со стороны взрослых, возможно, простое и дружеское моё к ним отношение, но многие из бывших воспитанников до сих пор пишут иногда в соцсетях, поздравляют с праздниками. Это дорогого стоит.

Однако, не всё так радужно. Помимо очевидных плюсов, есть и серьёзные минусы, добавляющие чуть больше ложки дёгтя.

- Ты постоянно живёшь в состоянии стресса. Да, это закаляет, но не все на это способны. Ты в ожидании проверок и ревизий как со стороны руководства, так и со стороны разного рода инспекций, министерств, обществ и так далее. Должны быть готовы документы и аргументы по неподготовленным документам, должна быть куча тетрадей о куче несуществующих занятий и видов деятельности, отчёт об отчёте, справка о безопасности плюшевого медведя и ещё куча всего. Начало и конец года просто ад – ты должен составить море программ, пояснений, тетрадей и прочего, это всё постоянно проверяется, на тебя давят на педсобраниях и в беседах с руководством. Быстрее, скорее, надо, вчера ещё – ты либо становишься безэмоциональным роботом, либо выгораешь.

- Бумажная работа. Да, с одной стороны это хорошо, но при работе в школе это очень быстро надоедает. Ты постоянно должен иметь справку, программу, записку, отчитаться обо всём и перед всеми в бумажном виде. Для того, чтобы провести получасовое занятие с ребёнком, ты должен написать занятие, план, цели, всё это разжевать до мелочей. Чтобы поиграть с детьми в футбол или открыть для старшеклассников качалку вечером, у тебя обязательно должна быть программа типа «Культурно-патриотическое воспитание старших школьников с ОВЗ средствами спорта и бля-бла-бла». После того, как ты пару дней сидишь за этой программой, пытаешься утвердить, корректируешь и переделываешь, и наконец утверждаешь, у тебя уже абсолютно нет желания реализовывать её на практике.

- На тебе всегда висит груз ответственности. Понятно, что ты несёшь ответственность за здоровье и психическое благополучие занимающихся у тебя детей, но это доходит до абсурда. Закон всегда на стороне родителей и ребёнка. Если ребёнок поцарапает ногу на футболе или выйдет не очень радостным после твоего занятия – тебя накажут и посадят, так внушают день ото дня. Вообще, то что тебя «посадят» звучит постоянно, по поводу и без, уже хоть феню изучай и смотри в перерывах видосы «Как правильно входить в хату». А ещё ты отвечаешь непонятно за что, к примеру, два пацана сломали батарею неделю назад, иди поработай с ними. 

- Малое количество психологической практики. Вот сюрприз – ты же работаешь в школе с более чем 200 учениками, почти каждому из которых нужен психолог. Но нет! Ставка психолога – 36 часов в неделю, и по документам это 18 часов методической работы и 18 часов практической. Но не так всё просто! Из-за указанного выше, ты занимаешься бумагами днями напролёт. Реально бывали недели, когда я даже из кабинета не выходил и не видел детей – потому что ты либо сидишь за компьютером, либо утверждаешь очередной документ, либо просиживаешь штаны на мастер-классе, либо готовишь выступление на педсовет. На каждый час твоей практической работы пачка бумаги на два часа. И тут два варианта – либо ты работаешь практически, но по пять часов в день после работы тратишь на бумаги, либо работаешь 18 на 18, как и должно быть, но вообще не успеваешь по бумагам и вылетаешь из школы. Ну, или просто превращаешься в бумажного червя. Это было главной причиной моего ухода из школы.

- Абсолютное отсутствие инициативы со стороны родителей. Ты можешь исписать горы бумаги рекомендациями для домашних занятий с ребёнком, но вряд ли их будут выполнять. Родители школьников с ОВЗ, особенно средней и старшей школы, почти всегда уже приняли диагноз и опустили руки. Устали бороться. Немного активизируются ближе к выпуску надо ведь чадо профессионально устроить. А так, обычно позиция родителей такова: «Я вам его отдаю, вы школа, вы и учите».

- Инициатива наказуема. Если ты проявил инициативу, это очень быстро превращается в обязанность. Вот ты написал чёртову программу «Культурно-патриотического воспитания средствами спорта…», играешь два раза в неделю с детишками в футбол и открываешь подросткам качалку перед ужином, чтоб было дурь куда девать. Но тут уже возникают вопросы, мол «А может вы в субботу приедете, всё равно ж у вас выходной?», «А чего это вы вчера зал не открыли, мы вообще-то пришли». И так с чем угодно. Инициатива наказывает инициатора.

- Левые обязанности. Если ты молодой сотрудник, тебя грузят дополнительными «современными» делами. То посиди за диджейским пультом, то сними и сверстай видео, то сделать презентацию, то сообщение на сайт, то помоги тому-то с компьютером. Почти всегда говорят что-то типа «Ты ж молодой, должен шарить». И всем плевать, шаришь или нет. А ещё, если ты мужчина, ты должен будешь заниматься и физическим трудом – таскать парты, убирать снег в скупой мужской компании, сажать деревья, вешать картины, разгружать газель. Мне это было, в принципе, в кайф (возможность слинять от известной бумажной волокиты, да и отмазка на ближайшую неделю после), но многим может не особо понравиться.

- Зарплата. Всё же, её мало. У педагога ставка 18 часов в неделю, у психолога 36. Работая педагогом ты можешь взять дополнительную ставку и даже полторы, еще классное руководство, надомника и полставки воспитателя после уроков. Вместе с категорией и стажем у тебя в месяц может выходить до 30-40 тысяч, неплохо, да? Если ты психолог, вместе с дополнительной ставкой и надомником надо брать себе гроб, причины смотрите выше. Итого, получается, что в начале карьеры твоя зарплата складывается из ставки, надбавки за детей с ОВЗ и прибавки за «молодого специалиста» – это около 15 тысяч рублей. Прибавку «молодого» уберут года через три, затем, если ты не выбил себе категорию, ты будешь получать 10-12. Для молодого человека, снимающего жильё и думающего о создании семьи – нереально мало. Надо было идти в бизнес. 

Это был обзор тех плюсов и минусов, с которыми я столкнулся в своей работе. Если есть что сказать или дополнить – добро пожаловать в Телеграмм-канал @PsychologicalBeard