Это был приятный день, и Летний сад был наполнен людьми, наслаждавшимися природой. Были сиделки с детьми, крестьяне, одни или в парах или в группах, обеспеченные люди среднего класса, офицеры и солдаты, которые действительно справедливо представляли все население.
Император иногда приходит сюда на прогулку, но в последние годы его визиты происходят реже, чем раньше, из-за страха перед убийством. На прогулочной набережной нельзя разговаривать с императором, и любой, кто нарушит правила, будет немедленно арестован.
Говорят, что однажды, когда император гулял по Летним садам, он встретил и узнал одного французского актера, выступлением которого он был очень доволен. Он с удовольствием поговорил с актером, и последний ответил, выразив свое удовольствие от этого знака императорской милости. Затем император отправился в путь. Полиция тут же набросилась на актера и увезла его в тюрьму за нарушение правил!
"Но император первым заговорил со мной", - бесцельно протестовал он снова и снова.
"Вы говорили с Императором, что противоречит закону", - вот все объяснения, которые он мог получить.
Николай в ту ночь пошел в театр послушать любимого актера, но последний не появился. Никто не мог сказать, где он был, и его величество вернулся разочарованным во дворец.
Утром печального актера выпустили на свободу, и история каким-то образом дошла до императорских ушей. Николай вызвал за жертву ареста, извинился за действия полиции и спросил, какую компенсацию он может возместить за ночь пребывания актера в тюрьме.
"Никогда больше не разговаривайте со мной в общественном саду", - ответил он. Император рассмеялся и дал обещание. На следующий день он отправил актеру эквивалент его месячного жалованья вместе с бриллиантовым кольцом немалой стоимости.
В одном из уголков сада находится памятник русскому баснописцу Крылову. Молодежь попросила Доктора рассказать ей о Крылове, что он сделал следующим образом:
"Крылов был самым известным писателем в России в первой половине нынешнего века, - сказал доктор, - и он, вероятно, сегодня более известен среди всех слоев населения, чем любой другой писатель". Сорок тысяч экземпляров его произведений было продано в период с 1830 по 1840 год, в различных изданиях, и отправлено во все части империи. Вряд ли был ребенок из образованных слоев общества, не знакомый с его рассказами, и они распространялись "из уст в уста" среди крестьян, которые не умели читать; и до того, как они были опубликованы в книгах, его басни публиковались в газетах и журналах, так что общий тираж был очень большим".
Фред спросил, какова природа историй, рассказанных этим знаменитым человеком, возле чьей статуи они находились.
"Это были басни, - ответил доктор, - как басни Эзопа и Лафонтена. Он писал редакционные статьи и литературные очерки для различных изданий, но не был популярен до сорока лет, когда взял несколько басен из Лафонтена и адаптировал их к условиям жизни в России. Он показал их другу, который напечатал их в газете "Московский обозреватель", где они привлекли к себе большое внимание. Крылову было предложено продолжить работу в этом стиле. Всю оставшуюся жизнь его литературные труды были почти полностью посвящены басням. Он умер в ноябре 1844 года в возрасте 76 лет."
На его похоронах улицы были переполнены, и Исаакиевский собор не смог вместить всех, кто приходил на богослужения. Вскоре после его смерти началась массовая кампания по сбору средств, в которую внесли свой вклад дети всех возрастов. Деньги были потрачены на возведение статуи, которая находится перед нами. Вы заметили, что окружающее пространство является любимой игровой площадкой детей, и более подходящего места не могло быть выбрано."
Статуя изображает Крылова в халате, сидящего в кресле, голова которого слегка наклонена вперед и радостно смотрит вниз. Пьедестал памятника украшен рельефами животных, изображенных в его баснях, лошадей, коров, овец, ослов, лис, волков, кур, львов и т.д., и тем самым рассказывает историю
Император Николай любил выбирать в качестве своих министров и советников людей, которые вряд ли будут возражать против любых из его мер. Некомпетентность его руководства была печально известна как в России, так и в других странах.
Когда на престол взошел его наследник Александр II, его спросили, почему он не продолжает править как Николай II, а выбирает новых министров. Он ответил: "Мой отец был человеком с такими необыкновенными способностями, что мог позволить себе окружить себя некомпетентными людьми; я чувствую свою слабость и должен иметь лучших талантов Империи, чтобы помогать мне".