К автоматическим тормозам современные машинисты относятся как к само собой разумеющемуся, без чего невозможно движение поездов. Появились даже новые, более прогрессивные виды торможения, и автотормоза воспринимаются несколько устарело.
Но когда я в 1989 г. начинал работать на железнодорожном транспорте, в нашем депо ещё работали ветераны, которым приходилось водить поезда без автотормозов.
Тормоза тогда были ручные. Некоторые вагоны были оборудованы тормозной площадкой. На ней находился специальный работник - кондуктор (или тормозильщик). По команде машиниста он закручивал штурвал ручного тормоза, тормозные колодки прижимались к колесу и поезд останавливался.
В пути тормозильщики находились по много часов, а в Царской России - даже более суток. Они - тоже люди, и на определённом этапе у них возникало желание заснуть. Конечно, сон на рабочем месте недопустим, но люди - есть люди.
И вот, машинист видит впереди запрещающий сигнал, даёт команду на торможение, но кто-то из кондукторов заснул крепким сном. Остальные пытаются остановить поезд, но тормозное нажатие уменьшается, поезд просаживает запрещающий сигнал.
...Истории, связанные с торможение поездов в то время мне рассказывали несколько раз. И пару раз меня спрашивали: как машинист определял спал кондуктор во время торможения или же исправно тормозил? Мои робкие ответы, что машинист смотрел закручен ли ручной тормоз, во внимание не принимались.
У машиниста существовал безошибочный способ определить кто из кондукторов исправно тормозил, а кто спал при подаче соответствующего сигнала.
Признаться, когда первый раз мне был задан этот вопрос, ответить на него я не смог. А он оказался предельно простой.
Машинист после остановки проходил вдоль состава и на тормозных вагонах ощупывал колёса. Если они были горячими, значит, тормозильщик тормозил. Если колёса были холодными, значит, тормозильщик спал. Если они были холодными, а тормоз закручен, то тормозильщик получал хороших фитилей за то, что пытался обмануть машиниста.
Несмотря на преимущества автотормозов, машинисты не испытывали большого желания ими пользоваться. Они привыкли работать по-старинке и часто отказывались управлять ими, аргументируя неисправностями тормозных приборов локомотива. Но прогресс не остановить, и сейчас только в кошмарном сне машинист может представить ведение поезда с ручными тормозами.