Найти в Дзене
Анна Тучкова

Исторические и теоретические основы живописного пейзажа. Часть 3. Виды пейзажа.

Оглавление

К концу XIX в. художники не перестали уделять внимание пейзажу, это жанр изобразительного искусства нашел отражение в полотнах передвижников.

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/05/18/16/38/bird-772482_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/05/18/16/38/bird-772482_960_720.jpg

Картины Саврасова открыли русской публике красоту и неповторимость русской природы и сумели чутко показать ее жизнь.

Саврасов был основоположником лирического пейзажа в отечественной живописи, у него были и последователи (И. И. Левитан, Ф. А. Васильев). Левитан в своих полотнах «Вечерний звон» и «Золотая осень» возвышенно - философски показал умиротворение и спокойствие.

Работы художника Поленова «Бабушкин сад», а также «Московский дворик» наполнены нотками грусти и печали.
В конце XIX начале XX веков русские художники так же пишут природу с натуры в духе импрессионизма (Грабарь «Февральская лазурь»).
А также многие художники пишут пейзажи, которые уносят публику в мир мечты о далеких не найденных людьми, землях (М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин).

Следующее поколение художников уже советского искусства продолжили эти традиции.

Появляется индустриальный жанр яркими представителями Г. Г. Нисский.

Пейзаж как жанр доминирует и у мастеров импрессионизма.

Импрессионисты считали главным условием создание пейзажа на пленэре. Важной составляющей полотен импрессионистов, является богатая оттенками световоздушная среда, которая обволакивает предметы. Художники стремились запечатлеть смену состояний природы. В их этюдах и картинах отразилось движение городской жизни, поэтому городской пейзаж обращает на себя внимание, как и изображение природы.

В советском пейзаже, который развивался в духе социалистического реализма, характерны мотивы, показывающие красоту мира, ее неразрывную связь преобразовательной работой человека.

В этой ипостаси проявили себя мастера дореволюционного периода, которые, в свою очередь, после Октябрьской революции вступили на новый этап творчества. Это были Грабарь, Юон, Рылов, Герасимов, Грицай и многие другие. В 20-х годах возникает советский индустриальный пейзаж.

А в 30-50-х годах мастера советской живописи акцентируют внимание на монументальном пейзаже (Дейнека, Бялыницкий). В этот период особое внимание в своих полотнах уделяют ритмам.

Разновидности живописного пейзажа;

https://cdn.pixabay.com/photo/2015/05/18/17/03/backdrop-772524_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2015/05/18/17/03/backdrop-772524_960_720.jpg

Учебный и творческий пейзаж, выполненный средствами живописи.

Творчество живописцев, работающих в жанре пейзажа довольно разнообразно в плане живописных техник, также отличается разнообразием мотивов, а также симпатией художника к определенной разновидности мотивов: морской, городской пейзаж, архитектурный и т.д.

При изучении жанра нужно знакомить на уроках живописи, на пленэре, учеников необходимо знакомить разновидностями творческого живописного пейзажа, так же необходимо знакомить с возможностями техник живописи и учить основным принципам работы для выполнения как учебных, так и творческих пейзажей.

Строгих рамки в классификации пейзажа отсутствуют. Однако, пейзажи делят по разновидностям. Один и тот же пейзаж, сразу может принадлежать к нескольким разновидностям.

Полотна, выполненные в жанре пейзаж, могут отличаться по нескольким критериям: манере исполнения, выбору мотива, по живописному материалу, а также по отношению к настоящему времени (существует пейзаж современный, пейзаж будущего, фантастический и реалистичный).

Относительно выбора мотивов, которые часто определяют название пейзажа, можно выделить следующие пейзажи:

  • - сельский пейзаж чаще всего повествует о гармонии человека с природой, о некой умиротворенности. Это направление пейзажа было популярно и думаю будет популярно во все времена, поскольку многие мастера всех времен и народов обращаются к теме деревенской жизни. Их привлекает спокойствие и красота полей, проселочных дорог, старых домиков, рек, озер.
  • - городской пейзаж не менее популярный жанр, в котором художник показывает жизнь определённого города. Множество работ этого направления пейзажного жанра, можно увидеть у представителей импрессионизма, а также у многих советских и современных художников. В городском пейзаже художников привлекает и вдохновляет не только городская суета и спешащие люди, но и фонтаны тихих парков и скверов, меланхоличные прохожие, разнообразие фасадов, ритм крыш, легкий дождик в старом районе, а также отражение вечерних огней реклам, подсветок зданий и фар машин.
  • - морской пейзаж как самостоятельный жанр появился XVII веке в Голландии. В этих пейзажах отражены самые различные настроения и состояния морской стихии. Именно эти настроения и вдохновляют мастеров, в своих картинах они изображают как бы застывшую и не подвижную водную гладь, беспокойные могучие волны, бьющиеся о скалы, а также корабль среди бурного и грозного или наоборот спокойного моря.

Продолжение в следующей статье.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/09/27/19/23/boats-3707704_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/09/27/19/23/boats-3707704_960_720.jpg