Найти в Дзене
Секреты Старого Китая

Фундаментальные изменения в идеологии, практике и среде боевых искусств Китая конца XIX – начала ХХ веков. Итоги.

Оглавление

От некоторых читателей моего выступления на Международной конференции: Воспитание личности и саморазвитие: традиции боевых искусств и современная наука поступило пожелание кратко сформулировать итоги реформ ушу ХХ века. Попробуем это сделать.

Что же произошло с Миром Цзянху? Как он поменялся?

Итак. Кратко и по порядку.

Круг практикующих ушу

Первая полиция Китая. Главное управление патруля г.Тяньцзинь
Первая полиция Китая. Главное управление патруля г.Тяньцзинь

Среда занимающихся в Старом Китае определялась строгой необходимостью выживания и ремесла. Упрощенно говоря, это три категории (подробнее тут):

  • те, кто охранял, куда можно отнести различные охранные бюро и телохранители, деревенское ополчение и милиция, помещичьи отряды и т.п. Охраняли они не только от бандитов, но и, например, от зашедших на огонёк представителей войска Зелёного знамени.
  • те, кто грабил. И это не только бандиты, к которым часто уходили и остатки разбитых повстанческих армий. Те же помещичьи отряды активно занимались вымогательством в отношении арендаторов и субарендаторов земли, а куда потом идти разорившемуся пейзанину? (спойлер: например, в бандиты).
  • различные тайные общества.

Что приятно сознавать, все они были тесно переплетены различными взаимосвязями, в том числе и близкородственными. Они могли и взаимодействовать, и порой меняться ролями, а контингент легко мог перетекать из одного сообщества в другое. При этом ушу у них концептуально было одно и тоже, не смотря на многообразие и различие школ. Методологически и содержательно направленное на максимально жесткое и жестокое устранение противника, где эффективность применения была важнее всяких "красивостей" при исполнении.

После реформ ХХ века появляется разделение на боевые искусства:

  • для военных и полицейских прикладной направленности;
  • для гражданских - физкультурно-оздоровительное.

Идеология

Несомненное влияние на смену идеологии оказал пример куда более прогрессивной  соседней Японии, которой китайцы проиграли пару войн.
Несомненное влияние на смену идеологии оказал пример куда более прогрессивной соседней Японии, которой китайцы проиграли пару войн.

В Старом Китае идеология Мира Цзянху обычно формировалась мировоззрением добрых молодцев-хаоханей (好汉 hǎohàn) и "странствующих рыцарей"-уся (武侠 wǔxiá). Напомню, что само понятие Мир Цзянху(江湖– jiāng hú) означает скитаться по озерам и рекам, в переносном же значении оно показывает стремление вырваться из тисков конфуцианской морали, из-под контроля вездесущего чиновничье-бюрократического аппарата, и в том числе обозначало отшельников, ушедших от суеты обыденной жизни. Но это, по сути протестное, мировоззрение у-дэ (武德 wǔdé) данной социальной группы неотделимо от патриархального конфуцианского всей поднебесной.

Реформы ХХ века четко направлены на слом старого, в том числе и конфуцианской морали, которая заменяется философией и идеями, заимствованными с Запада.

Геерберт Спеенсер (1820 -  1903) с интересом смотрит на нынешних практиков боевых искусств
Геерберт Спеенсер (1820 - 1903) с интересом смотрит на нынешних практиков боевых искусств

Прежняя статическая модель мира предполагала что Китай - некий "культурный центр", окруженный “варварами”, которые никогда не смогут приобщиться к цивилизации ввиду постоянства характеристик среды. Эта концепция меняется на идеи эволюциониста Герберта Спенсера о прогрессе, который обеспечивается сначала соревнованием между отдельными людьми, потом между группами людей и затем конкуренцией между нациями. Отсюда простой вывод о необходимости физического и умственного развития каждого представителя своей нации.

Учителя и система обучения

Обычная школа ушу в 1936 году в Даляне. Несмотря на сравнительную удаленность от Центрального института Гошу в Нанкине, тут хватает представителей, одетых по западному образцу.
Обычная школа ушу в 1936 году в Даляне. Несмотря на сравнительную удаленность от Центрального института Гошу в Нанкине, тут хватает представителей, одетых по западному образцу.

В Старом Китае с этим всё было просто. Были странствующие учителя, были твои родственники-ушуисты, были закрытые школы боевых искусств, где обычно изучался один стиль. Ибо принцип был прост:

Лучше меньше, да лучше.

С периода реформ ХХ века ушу активно внедряется в систему среднего общего образования, кроме того, по стране в больших количествах открываются школы боевых искусств-гошугуани, филиалы Центрального Института Гошу. Более того, эти школы делают идеологически направленными. Именно с этим, кстати, связано были гонения в годы прихода к власти КПК - боролись не с ними, а с наследием Гоминьдана.

Но в те годы ушу, при мощнейшей поддержке государственного аппарата, активно делают массовым, общедоступным - в противовес прежнему, тайному, закрытому.

Методический подход

-5

Всем известна поговорка:

Хочешь плавать - прыгай в воду.

И в Старом Китае практика боевых искусств строилось по классической схеме неразрывной тренировки, где все компоненты были важны! Вот они:

  • нэйгун;
  • вспомогательные наработки;
  • парные отработки.

Упрощенно говоря, посредством практики нэйгун ты учился развивать свою мощь, через вспомогательную наработку учился прилагать её к различным предметам ( как к гирям, так и к мешку для ударов), а потом учился всё это прикладывать к оппоненту в различных ситуациях.

А популярное сейчас таолу было лишь библиотекой знаний. Часто учитель обучал разных учеников разным таолу (это интересная тема, но о ней - позднее). Интереснее другое. Раньше по освоению таолу, ученик совместно с Учителем отбирал из него несколько наиболее подходящих для него приемов, обычно не более шести-восьми, о которых знали только они двое. В дальнейшем, с развитием ученика, эти "коронки" могли меняться. Но интересно то, что в истории Мира Цзянху сохранились примеры ситуаций, когда противники знали о "коронках" мастера ушу, но противопоставить им ничего не смогли.

Благодаря реформам ХХ века формальные комплексы-таолу становятся основой практики ушу, причем в процессе отработки в группе действия выполнялись на счет или по команде. И чем больше таолу разных стилей ты знаешь - тем самым, считалось, становится выше твоё физическое развитие, твои двигательные возможности. Кстати, именно в этот период идет активное заимствование развивающих упражнений из западной гимнастики. Другой момент, это вытеснение уникальной стилевой базы - на унифицированную, продвигаемую Центральным Институтом Гошу (подробнее на примере всего одной стойки читаем тут).

А вот со спаррингами, да и вообще с парными отработками, становится всё хуже и хуже. Сперва вводятся ограничения и защитное снаряжение, а потом их вытесняют на упражнения куда более безопасные (а при КПК на некоторое время вообще запрещают). Ведь задача не калечить друг друга, а вырастить физически крепкую, всесторонне развитую, но в первую очередь - здоровую нацию!

Итог

Обычный поединок на лэйтай, в ходе которого Ван Юйшань нанесет своему противнику повреждения, несовместимые с жизнью.
Обычный поединок на лэйтай, в ходе которого Ван Юйшань нанесет своему противнику повреждения, несовместимые с жизнью.

Если ещё более предельно кратко, то:

Раньше занималось незначительное количество отморозков, часто тесно связанных с криминалом и всеми сопутствующими обычаями. Практика этих занимающихся была направлена на максимально жесткую эффективность, ибо ситуация требовала быстрого разрешения здесь и сейчас, а что оно там потом будет - не важно в данный момент, да и будет ли это самое потом...

А сейчас ушу (за очень редким исключением) - физкультура и спорт, цель которых развить и укрепить своё тело либо обеспечить спортивные достижения в виде медалей и побед на соревнованиях. Но никак не наработка эффективных навыков калечить себе подобных. Прерогатива на насилие в тот период устанавливалась исключительно для государства. И надо отметить, эта задача в целом была решена: и страна стала достаточно безопасная как для жителей, так и для туристов. Так и средняя продолжительность жизни поднялась с 35 лет аж до 76,6 лет! Так скоро и японцев догонят. Мы, кстати, в списке на 123 позиции с показателем 70,5 года.

В общем, если вместо рубилова в парных отработках многочасовое шлифование разнообразных навороченных и длиннющих таолу, с разнообразной техникой. Если у вас как вид отсутствуют различные вспомогательные наработки, от стилевого вайгун до постановки ударки и захватов на мешках-шадай и деревьях. Если вместо стилевого нэйгун у вас мягкий оздоровительный цигун (практики нэйгун тоже активно выпиливали в те же годы по довольно интересным причинам). Если у вас общий или сходный для многих стилей цзибэнбгун и так далее, то я вас поздравляю - вы занимаетесь новоделом ХХ века!!!

Что интересно, сейчас ушу выходит на новый виток: в стране растет интерес к контактным единоборствам. Создаются школы, приглашаются специалисты из разных стран, открываются шикарные залы для всех желающих.

И даже первые чемпионы из Китая есть! Тридцатилетняя Чжан Вейли стала первой в истории чемпионкой из Китая на турнире UFC в г. Шэньчжэнь. Китаянке удалось нокаутировать бразильянку Джессику Андраде уже в начале первого раунда.

В ближайшее время постараемся рассказать о развитии этого направления в Поднебесной.