От некоторых читателей моего выступления на Международной конференции: Воспитание личности и саморазвитие: традиции боевых искусств и современная наука поступило пожелание кратко сформулировать итоги реформ ушу ХХ века. Попробуем это сделать.
Что же произошло с Миром Цзянху? Как он поменялся?
Итак. Кратко и по порядку.
Круг практикующих ушу
Среда занимающихся в Старом Китае определялась строгой необходимостью выживания и ремесла. Упрощенно говоря, это три категории (подробнее тут):
- те, кто охранял, куда можно отнести различные охранные бюро и телохранители, деревенское ополчение и милиция, помещичьи отряды и т.п. Охраняли они не только от бандитов, но и, например, от зашедших на огонёк представителей войска Зелёного знамени.
- те, кто грабил. И это не только бандиты, к которым часто уходили и остатки разбитых повстанческих армий. Те же помещичьи отряды активно занимались вымогательством в отношении арендаторов и субарендаторов земли, а куда потом идти разорившемуся пейзанину? (спойлер: например, в бандиты).
- различные тайные общества.
Что приятно сознавать, все они были тесно переплетены различными взаимосвязями, в том числе и близкородственными. Они могли и взаимодействовать, и порой меняться ролями, а контингент легко мог перетекать из одного сообщества в другое. При этом ушу у них концептуально было одно и тоже, не смотря на многообразие и различие школ. Методологически и содержательно направленное на максимально жесткое и жестокое устранение противника, где эффективность применения была важнее всяких "красивостей" при исполнении.
После реформ ХХ века появляется разделение на боевые искусства:
- для военных и полицейских прикладной направленности;
- для гражданских - физкультурно-оздоровительное.
Идеология
В Старом Китае идеология Мира Цзянху обычно формировалась мировоззрением добрых молодцев-хаоханей (好汉 hǎohàn) и "странствующих рыцарей"-уся (武侠 wǔxiá). Напомню, что само понятие Мир Цзянху(江湖– jiāng hú) означает скитаться по озерам и рекам, в переносном же значении оно показывает стремление вырваться из тисков конфуцианской морали, из-под контроля вездесущего чиновничье-бюрократического аппарата, и в том числе обозначало отшельников, ушедших от суеты обыденной жизни. Но это, по сути протестное, мировоззрение у-дэ (武德 wǔdé) данной социальной группы неотделимо от патриархального конфуцианского всей поднебесной.
Реформы ХХ века четко направлены на слом старого, в том числе и конфуцианской морали, которая заменяется философией и идеями, заимствованными с Запада.
Прежняя статическая модель мира предполагала что Китай - некий "культурный центр", окруженный “варварами”, которые никогда не смогут приобщиться к цивилизации ввиду постоянства характеристик среды. Эта концепция меняется на идеи эволюциониста Герберта Спенсера о прогрессе, который обеспечивается сначала соревнованием между отдельными людьми, потом между группами людей и затем конкуренцией между нациями. Отсюда простой вывод о необходимости физического и умственного развития каждого представителя своей нации.
Учителя и система обучения
В Старом Китае с этим всё было просто. Были странствующие учителя, были твои родственники-ушуисты, были закрытые школы боевых искусств, где обычно изучался один стиль. Ибо принцип был прост:
Лучше меньше, да лучше.
С периода реформ ХХ века ушу активно внедряется в систему среднего общего образования, кроме того, по стране в больших количествах открываются школы боевых искусств-гошугуани, филиалы Центрального Института Гошу. Более того, эти школы делают идеологически направленными. Именно с этим, кстати, связано были гонения в годы прихода к власти КПК - боролись не с ними, а с наследием Гоминьдана.
Но в те годы ушу, при мощнейшей поддержке государственного аппарата, активно делают массовым, общедоступным - в противовес прежнему, тайному, закрытому.
Методический подход
Всем известна поговорка:
Хочешь плавать - прыгай в воду.
И в Старом Китае практика боевых искусств строилось по классической схеме неразрывной тренировки, где все компоненты были важны! Вот они:
- нэйгун;
- вспомогательные наработки;
- парные отработки.
Упрощенно говоря, посредством практики нэйгун ты учился развивать свою мощь, через вспомогательную наработку учился прилагать её к различным предметам ( как к гирям, так и к мешку для ударов), а потом учился всё это прикладывать к оппоненту в различных ситуациях.
А популярное сейчас таолу было лишь библиотекой знаний. Часто учитель обучал разных учеников разным таолу (это интересная тема, но о ней - позднее). Интереснее другое. Раньше по освоению таолу, ученик совместно с Учителем отбирал из него несколько наиболее подходящих для него приемов, обычно не более шести-восьми, о которых знали только они двое. В дальнейшем, с развитием ученика, эти "коронки" могли меняться. Но интересно то, что в истории Мира Цзянху сохранились примеры ситуаций, когда противники знали о "коронках" мастера ушу, но противопоставить им ничего не смогли.
Благодаря реформам ХХ века формальные комплексы-таолу становятся основой практики ушу, причем в процессе отработки в группе действия выполнялись на счет или по команде. И чем больше таолу разных стилей ты знаешь - тем самым, считалось, становится выше твоё физическое развитие, твои двигательные возможности. Кстати, именно в этот период идет активное заимствование развивающих упражнений из западной гимнастики. Другой момент, это вытеснение уникальной стилевой базы - на унифицированную, продвигаемую Центральным Институтом Гошу (подробнее на примере всего одной стойки читаем тут).
А вот со спаррингами, да и вообще с парными отработками, становится всё хуже и хуже. Сперва вводятся ограничения и защитное снаряжение, а потом их вытесняют на упражнения куда более безопасные (а при КПК на некоторое время вообще запрещают). Ведь задача не калечить друг друга, а вырастить физически крепкую, всесторонне развитую, но в первую очередь - здоровую нацию!
Итог
Если ещё более предельно кратко, то:
Раньше занималось незначительное количество отморозков, часто тесно связанных с криминалом и всеми сопутствующими обычаями. Практика этих занимающихся была направлена на максимально жесткую эффективность, ибо ситуация требовала быстрого разрешения здесь и сейчас, а что оно там потом будет - не важно в данный момент, да и будет ли это самое потом...
А сейчас ушу (за очень редким исключением) - физкультура и спорт, цель которых развить и укрепить своё тело либо обеспечить спортивные достижения в виде медалей и побед на соревнованиях. Но никак не наработка эффективных навыков калечить себе подобных. Прерогатива на насилие в тот период устанавливалась исключительно для государства. И надо отметить, эта задача в целом была решена: и страна стала достаточно безопасная как для жителей, так и для туристов. Так и средняя продолжительность жизни поднялась с 35 лет аж до 76,6 лет! Так скоро и японцев догонят. Мы, кстати, в списке на 123 позиции с показателем 70,5 года.
В общем, если вместо рубилова в парных отработках многочасовое шлифование разнообразных навороченных и длиннющих таолу, с разнообразной техникой. Если у вас как вид отсутствуют различные вспомогательные наработки, от стилевого вайгун до постановки ударки и захватов на мешках-шадай и деревьях. Если вместо стилевого нэйгун у вас мягкий оздоровительный цигун (практики нэйгун тоже активно выпиливали в те же годы по довольно интересным причинам). Если у вас общий или сходный для многих стилей цзибэнбгун и так далее, то я вас поздравляю - вы занимаетесь новоделом ХХ века!!!
Что интересно, сейчас ушу выходит на новый виток: в стране растет интерес к контактным единоборствам. Создаются школы, приглашаются специалисты из разных стран, открываются шикарные залы для всех желающих.
И даже первые чемпионы из Китая есть! Тридцатилетняя Чжан Вейли стала первой в истории чемпионкой из Китая на турнире UFC в г. Шэньчжэнь. Китаянке удалось нокаутировать бразильянку Джессику Андраде уже в начале первого раунда.
В ближайшее время постараемся рассказать о развитии этого направления в Поднебесной.