Найти в Дзене
Святой Источник

Из крайности в крайность: от гиперопеки до родительского пофигизма

Оглавление
Ромашковый веночек от мамы. Рис. Марии Короплясовой. Графовская школа Шебекинского района
Ромашковый веночек от мамы. Рис. Марии Короплясовой. Графовская школа Шебекинского района

Мам, я замерз? Нет, ты хочешь кушать!

Помните такой анекдот? Для многих детей это жизнь.

«Коварство» гиперопеки в том, что:

  • Поначалу она не видна. Ибо какая мама не заботится о своем малыше?
  • Чрезмерно пекущиеся о детях родители не осознают своего выходящего за разумные рамки поведения, не уменьшают его по мере взросления чада, а только наращивают.
  • Отдаленные последствия явления – увы – «бьют» по выросшему ребенку.

Из чрезмерно опекаемых детей с большой вероятностью могут получиться

  • несамостоятельные;
  • не имеющие своего мнения;
  • не могущие находить компромиссы с окружающими взрослые.

Ошибка выжившего

«Ага», – возразят некоторые. «Критиковать гиперопеку легко. Но это раньше можно было оставить дошкольника одного на весь день, он гулял с ключом на шее, разогревал и даже готовил поесть, мог сам записать себя в первый класс, а в дальнейшем ходил на уроки без провожающих. Как вы представляете себе такое сегодня!?»

И они тоже правы.

Маньяки существовали и во времена СССР, о печальных последствиях взрывов кусков карбида и прыжков по крышам было мало известно не потому, что несчастных случаев не происходило, а потому что это была эпоха «до интернета».

В наше время:

  • Официально введен комендантский час для несовершеннолетних.
  • Младшеклассников «выдают» после уроков «из рук в руки» только определенным в договоре взрослым.
  • Машин у населения все больше, и отпустить малыша кататься на велосипеде или роликах во дворе объективно чревато ДТП.

Что делать родителям?

К сожалению, универсального рецепта нет.

Если малышу, который только учится ходить, не давать падать, как он сможет освоить навык? Но если совсем не поддерживать ребенка на опасных поворотах, не следить, на какую высоту он залезает, тот может не просто упасть на попу, а покалечиться.

Когда за школьника все сложные задания делают родители, он перестает стараться сам. Но если сын или дочь после неудачных попыток решить задачу искренне просит помочь разобраться, говорить «твоя зона ответственности», наверное, жестоко.

Наши советы:
Давайте больше самостоятельности!
Старайтесь никогда не решать за ребенка (если только это не вопрос жизни и смерти).
Ничего страшного, если у маленького человека что-то не получится. Зато он приобретет более полезный навык: понимать, что отсутствие результата или двойка – не приговор, нужно просто исправлять ошибки.

Но это – лишь мнение. Что скажете вы?