Представьте ситуацию: Вы — владелец небольшого медицинского центра с небольшим ФОТ. Также знаете, что без маркетинга, бизнес долго не проживет. Ответьте сейчас на вопрос: кого вы примите в штат, 1 маркетолога или 2-х специалистов на выбор (таргетолог, SMM-щик, контекстолог и т.д.) ?
А ответ на этот вопрос, основанный на личном опыте я дам в конце статьи.
Какие же задачи стоят перед маркетологом в медицинском центре?
- Разработка маркетинговой стратегии
- Привлечение новых клиентов
- Удержание старых клиентов
- Разработка рекламных кампаний
- Поиск новый направление и каналов для привлечения клиентов
- Организация и проведение мероприятий/семинаров/съемок
- Связь с общественностью (СМИ, ТВ, блоггеры)
- Работа с репутацией бренда
- Аналитика эффективности всех действий, которые были предприняты для достижения поставленных целей
- Разработка и тестирование гипотез
- Прогнозирование и планирование маркетинговых активностей
- Иногда, разработка бизнес процессов (от заявки до продажи)
- Контроль подрядчиков/отдела специалистов
- Подготовка отчётностей
- Прямое взаимодействие с начальством
- Готовность углубиться в медицинские термины, сферу и специфику продвижения мед. услуг
А какие знания должны быть у маркетолога?
- Отличные знания методов и инструментов аналитики
- Опыт работы со сквозной аналитикой (roistat, calltouch и др.)
- Опыт аналитики эффективности рекламных кампаний, конверсий, CAC, ROMI и др.
- Опыт медиа планирования
- Опыт разработки стратегий
- Опыт настройки контекстной рекламы
- Опыт настройки таргетированной рекламы
- Опыт разработки технического задания дизайнеру, копирайтеру, SEO — специалисту
- Опыт в SMM — стратегий
- Понимание принципов SEO — продвижения
- Понимание принципов работы контент-маркетинга
- Понимание общих принципов разработки сайтов
- Навыки переговоров
- Знание основных законов о рекламе и сотрудничестве с подрядчиками
Другими словами, маркетолог — универсальный солдат, который должен знать всё и иметь практический опыт во всём. А на деле, в 80% случаях, маркетологи это люди теоретики, которые знают или думают, что знают как должно всё работать. Но на деле, способны реализовать только 20% того, что наобещали. А причина в том, что теория, сильно отличается от практики. Тем более в сфере медицины.
“Знаю всё, но не умею ничего”.
А сколько им платят? Средняя зп по Москве — 80 тыс. руб. Новички просят 40–60 тыс. руб. А сильно опытные 150+ тыс. руб
Готовы ли вы платить 80 тыс. руб. каждый месяц за теорию? В некоторых случаях, можно и нужно! Но это уже совсем другой человек и другая должность — Аналитик (в разных его проявлениях).
А что будет, если одного маркетолога “теоретика”, заменить двумя узкими специалистами?
Спойлер — будет хорошо.
Рассмотрим пример комбинации таргетолога + smm специалиста.
Какие прямые задачи они выполняют?
- Разработка рекламных стратегий в социальных сетях
- Анализ рынка и целевой аудитории
- Разработка и тестирование гипотез
- Анализ и планирование рекламных кампаний
- Разработка технического задания дизайнеру и др. специалистам
- Работа с репутацией бренда
- Работа с блоггерами
- Работа со СМИ/ТВ
- Отработка негативных отзывов
- Общение с подписчиками
- Ведение социальных сетей
- Организация активностей в социальных сетях
- Настройка и ведение рекламной кампании в соцсетях (лидогенерация, трафик, охват и т.д.)
- Оптимизация рекламных кампаний
- Поиск новых каналов для привлечения клиентов
- Создание контент-плана
Кроме прямых обязанностей, данные специалисты выполняют и другие задачи связанные с маркетингом медицинского центра. (вспоминаем все остальные задачи маркетолога).
Итого, у нас получаются 2 узких универсальных солдата, у которых в своем арсенале 80% практики.
Сколько получают штатные специалисты? В среднем по Москве — 50 тыс. руб. Новички готовы работать за 30 тыс. А опытные спецы просят 80–100 тыс.
Резюмирую:
- По зарплате 2 узких специалиста = 1 маркетолог
- Маркетолог — это теоретик
- Узкий специалист — это практик
- Маркетолог хорошо работает со внешними каналами привлечения клиентов
- Узкий специалист отлично привлекает клиентов из интернета
- Маркетолог будет настаивать на привлечении подрядчиков, а это дополнительные затраты (30–100 тыс. руб/ мес) + выделение средств на рекламный бюджет (30–300 тыс. руб)
- При наличии узкого специалиста, деньги затраченные на подрядчика, можно вкинуть в рекламный бюджет или в дополнительную денежную мотивацию (KPI)
- У маркетолог может похвастаться широким кругозором в мире рекламы
- У узкого специалиста поменьше теоретических знаний, но больше технических, при помощи которых может реализовать привлечение клиентов
Ответ на первый вопрос: 2 узких специалиста лучше, чем 1 маркетолог.
Почему в этом уверен? 2-х летний опыт создания отдела маркетинга в молодой клинике — это доказал.
К такому формату за 2 года пришли методом найма и увольнений маркетологов.
1 таргетолог + 1 SMM — менеджер — такая комбинация из 2-х узких специалистов, оказалась эффективнее, чем маркетолог в 1 лице в медицинском центре лечения боли в спине и суставах в Москве.
На протяжении 2-х лет, мы сменили 7 маркетологов. Были разные: с маленьким опытом и с огромным опытом (которые, работали с бюджетами 100+ млн. руб). Каждый строил из себя мега гуру, который знает как “правильно” нужно выстраивать весь маркетинг. Эти маркетологи, понимали, что сами не смогут одновременно вести рекламу в различных интернет каналах + в оффлайне, поэтому начинали искать подрядчиков (различных фрилансеров или агентства по интернет маркетингу). Агентства не показали ожидаемых результатов и вовлеченности в медицинский проект.
По мере работы с разными агентствами и тестированием различных каналов привлечения новых пациентов, мы увидели, что конкретно в нашем случае хорошо работает таргетированная реклама и SMM.
Владелец принял решение нанять в штат таргетолога и SMM— менеджера. Отдел маркетинга расширился до 3-х человек. Таргетолог и SMM— менеджер друг друга дополняли, и принимали больше участия в общем маркетинге, чем сам маркетолог. Маркетолог был уволен, и 2 узких специалиста остались заниматься своими направлениями, также параллельно решают задачи касательно других маркетинговых активностей онлайн, так и оффлайн. В течении 1 года стабильной работы 2-х специалистов, приходили новые маркетологи, но спустя 1–2 месяца их увольняли за то, что не могли на практике реализовать весь свой план действий на оговоренный период. В общем, зачастую, их слова не соответствуют действиям и результату.
Сейчас, можно считать, что узкие специалисты, хорошо прокачались почти до уровня маркетолога. При этом имеют реальный практический опыт применения своих знаний на деле, а не в теории.
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Данные специалисты должны быть в штате, а не быть фрилансерами. У фрилансеров или агентства (подрядчиков), никогда не будет той вовлеченности и погружения в проект, как у штатного сотрудника.
P.S. Рассказал личный опыт взаимодействия с маркетологами. Конкретно в нашем случае, он оказался пустышкой. Возможно, у Вас имеется положительный опыт работы с маркетологом, поэтому я не гонюсь за истиной в последней инстанции.
Понравилась статья? Подпишись на наш телеграм-канал!
Не забудь поделиться своим мнением в нашем чате