Найти тему
live.love.laugh

В. Пудовкин об "Очень хорошо живется"

Оглавление

25 декабря 1930 г. выступление на обсуждении фильма «Очень хорошо живется» («Простой случай») на заводе «Манометр»

(Вступительное слово )

Товарищи, я в очень коротких словах хочу сказать об основных установках фильма.

Сюжет фильма как будто незначительный. Здесь берется очень маленькая, незначительная история. Показав командир, у него есть жена, они еще с гражданской войны были связаны крепкой товарищеской связью, но потом благодаря какому-то легкомысленно этот человек уходит от жены к случайно встретившейся женщине, чуждой ему и классово : всячески. В это дело вмешиваются его товарищи. В сущности, ничего не происходит. Получается так, как будто бы он и не ушел от своей жены, потому что сейчас же к ней вернулся. Как будто ничего в не случилось, но все дело в том, что сценарист 1 и я считали, что иногда в не‹ значительном факте при пристальном рассмотрении можно вскрыть и показать очень важные вещи.

В этой картине чрезвычайно важно, в какой среде действие происходит и как происходит. Товарищи, не бывает в жизни так, что вчера человек был замечательный, & сегодня он разложился. Разложение это длительный процесс. Разложение может начаться ‹: очень незначительных, маленьких вещей, которые сразу бывают незаметны, но для тех товарищей, которые стоят близко к человеку, могут быть заметны. Более того, они должны это замечать. Вот эта внимательность и определяет настоящую жизнь крепко спаянного коллектива. который при внимательном отношении друг к другу имеет все шансы на будущее. Это и послужило материалом для картины.

Я вначале говорю об этом. чтобы товарищи, смотря картину, не пропустил этой внутренней жизни, чтобы им не показалось. что материал картины взят такой ерундовый небольшой случай. и что если командир «связался» ‹: женщиной, то от этого он не стал плохим командиром... Правда, здесь эта связь не отразилась на его работе, но могла отразиться. Он мог пойти по тому пути, по которому не должен идти.

Теперь относительно пролога.

Первая часть как будто не связана по сюжету со всей картиной. В первой части показаны люди, которые больше в картине не встречаются.

Для чего сделан этот пролог? Он сделан для того. чтобы тот вопрос, который

в дальнейшем будет разбираться, поднять на высоту.

В первой части в символической форме показан рабочий, встречающийся со соей женой и сыном. Он показан в таких повышенных, приподнятых красках для того, чтобы потом вы смотрели более пристально и внимательно, чтобы чувствовали важность вещи.

Вторая часть - гражданская война, где впервые показаны герои. Эта Часть картины сделана для того, чтобы командира и его жену показать во весь рост чтобы понять их. '

Эти люди настоящие, крепкие, стопроцентные люди, поэтому к ним имеют право и зритель и участвующие в картине особенно внимательно относиться.

У нас было сто три съемочных дня, причем мы уложились в двенадцать или тринадцать месяцев... начиная не со съемки, а с подготовительного периода (с начала писания сценария). Картина стоила 250 тысяч рублей. Она была снята на два негатива - 34 тысячи метров, то есть приходится по 17 тысяч метров на каждый негатив.

С м е с т а. Почему так долго снималась картина?

Этот год вообще был плохим по погоде. В частности, за месяц было только четыре съемочных дня. Были чрезвычайно плохие условия для съемки.

Съемка картины началась во второй половине сентября, и в виду плохой погоды в Москве мы отправились в Одессу с тем расчетом, чтобы заснять там фронт и городские сцены. В Одессе была невероятно плохая погода. За четыре месяца выпало только несколько дней, в которые мы успели заснять часть фронта. Когда поняли, что ждать хорошей погоды нечего, мы вернулись в Москву, чтобы заснять в ателье. В феврале месяце в Москве была неустановившаяся погода, потому мы поехали в Тифлис, где начиналась весна и были солнечные дни. Там мы сняли фронт и городские сцены. В июле мы прибыли в Москву, чтобы до снять все остальное, то есть деревья, которые снимались верстах в шестидесяти от Москвы, в часть фронта, потому что в Тифлисе мы не могли получить достаточного количества красногвардейцев, так как они были отправлены в лагеря.

С м е с т а. Сценарий во время съемки переделывали?

В течение работы были переделки, потому что в первоначальной установке сценария были допущены ошибочные трактовки ‘все кончалось до известной степени мещанским благополучием. Вот это было переделано. Затем в течение самой съемки были изменены некоторые сцены.

Здесь спрашивали, почему такой большой материал.

Тут есть целый ряд своеобразных условий.

Картина должна была делаться для звукового кино .

Этой картине должен был быть приписан музыкальный звук и речевые куски. Сначала нужно было снять немую картину, после приписать звук. Для этого на экране была оставлена дорожка для звука вы, вероятно, видели такую черную полосу. Теперь нет смысла этого делать. При расчете на звук нужно снимать картину ‹: особой скоростью. Обычно это делается со скоростью 16 кадров в секунду, а со звуком 24. У нас с этим в самом начале работы был целый ряд недоразумений... Мы начали снимать на переменном токе и сняли целую часть, а потом оказалось при проявив, что лампы мигают, и пришлось переснимать.