Найти тему

92. Навыки счастья (Soft Skills). Свобода – это свобода чувствовать и проявлять эмоции.

Свобода – это прямой синоним счастья, надо сказать, такой же бестолковый и почти не применимый на практике. А степень внутренней свободы (что чуть более понятно) – однозначный показатель интегрального тона. Внутренняя свобода прежде всего связана со свободой испытывать и проявлять чувства. Казалось бы, что тут обсуждать, вроде бы все мы постоянно что-то чувствуем, даже не особо контролируя эти процессы. Но на практике большой пласт наших эмоций не находит выражения и разрядки и именно это является одной из важнейших причин различных психосоматических проблем и тормозит наше развитие. Этот навык (Э1) – способность осознавать и полноценно проявлять эмоции, как и другие метанавыки, надо постоянно развивать.

Кто из вас в детстве не слышал от родителей и воспитателей чего-то типа «не бесись, успокойся, перестань реветь или кричать, веди себя прилично, мужчины не плачут, девочке не прилично злиться» и т.п. Мы не только выслушивали «рекомендации» того, какие эмоции надо или не надо испытывать, но частенько нам могло прилететь и что-то более существенное. Моя патриархальная бабушка, родившаяся еще за долго до революции, например, не пренебрегала весьма жесткими средствами убеждения, когда я выражал «не правильные» эмоции. В общем, нас всех достаточно последовательно отучали в детстве быть искренними в проявлении эмоций, и мы усвоили эти правила в том возрасте, когда еще не могли критически относиться к словам взрослых. К сожалению, наших родителей, да и нас самих, никто не учил тому, как правильно адаптировать бурные и часто чрезмерные проявления чувств маленького ребенка к реалиям взрослого мира. Для большинства это прошло без особых негативных последствий, но у кого-то возникли самые разные отклонения в виде неврозов и даже психосоматических расстройств.

В результате такого неумелого «воспитания» ребенок, а затем и взрослый, начинает скрывать и маскировать естественный ход спонтанной и частенько бурной эмоциональной реакции. Не позволяет себе активного проявления страха, гнева, грусти и даже радости. Выделяемый на поддержку этих ярких эмоций адреналин не находит применения и превращается в опасный токсин. Если эта ситуация носит хронический характер, например, вы постоянно боитесь и раздражаетесь на своего начальника и скрываете это, или вы стараетесь постоянно выражать расположение к супругу, даже если частенько возникает желание ударить его тяжелым предметом, скорее всего приведет к негативным последствиям. Во-первых, постоянное наличие в крови неиспользованного адреналина приводит к хроническому стрессу, и как следствие, к физическим заболеваниям и общему снижению интегрального тона. Во-вторых, неконтролируемое и спонтанное проявление и разрядка накопленных негативных эмоций может негативно влиять на отношения с окружающими и близкими, ни в чём не повинными людьми.

Что же делать? Надо восстановить способность ощущать реальные эмоции и научиться их выражать приемлемым для вас и окружающих способом. Дело это очень непростое, ведь восстановить какую-то утраченную способность гораздо сложнее, чем ее поддерживать. Просто начать спонтанно выражать все появляющиеся у вас эмоции, рубить правду матку вряд ли будет хорошей стратегией. Надо делать это осознанно, и как минимум включать навыки Э2 (умение учитывать текущий социальный контекст и приемлемость проявления эмоций) и Э3 (умение контролировать негативные эмоции и генерировать позитивные), о которых мы поговорим позже. Эти три навыка просто необходимы любому взрослому человеку, чтобы наши эмоции не были бы для нас и окружающих проблемами. Но первое с чего нужно начать – научиться понимать, что же мы на самом деле чувствуем.

Как вы, надеюсь, знаете, категории свободы и знания очень тесно связаны, невозможно свободно взаимодействовать с чем-то, о чем ты ничего не знаешь. Ужас в том, что наш эмоциональный мир, в котором мы вроде бы постоянно пребываем, и который определяет то, насколько мы счастливы, нам очень мало известен. Более того, как мы уже писали, мы так и не выработали какого-то общепринятого языка для того, чтобы формализовать свое эмоциональное состояние. Есть такое серьезное психологическое отклонение – Алекситимия – неспособность идентифицировать, называть и описывать свои эмоции. Отклонение это по-настоящему серьезное. Оно сильно повышает риск психосоматических заболеваний, влияет на коммуникационный интеллект, влияет на способность обучения и адаптации и приводит к снижению социального статуса и уровня жизни. По-нашему алекситимия очень затрудняет рост интегрального тона, то есть делает нас менее счастливыми. Но дело в том, что все мы в большей или меньшей степени алексотемики. Попробуйте проделать такое простое упражнение – последите за тем какие эмоции вы испытываете в течении какого-то периода времени, и попробуйте как-то их назвать и дать им четкое определение. Это будет очень непростым упражнением даже для профессионального психолога. Так что, прежде чем приступать к серьезному обсуждению оценки уровня развития этого навыка и способов его тренировки, я бы рекомендовал вам проделать это нехитрое упражнение, в этом вам поможет понимание классификации эмоциональных состояний, которое мы рассмотрели ранее.

Ну а для тех, кто хочет помочь нам в нашем проекте, можете протестировать задания «Школы счастья», они тут.

Гриша Сотников. 14.10.2019.