15 августа 1952 года назначен учителем истории Бессоновской средней школы.
При подготовке к новой работе меня волновал один вопрос: как строить взаимоотношения с ребятами?
Опыт работы со взрослыми (солдатами, рабочими, колхозниками, интеллигенцией) был достаточен. После долгих раздумий пришел к выводу: коль они дети, то к ним надо относиться ласково, доброжелательно, мягко, гладить по головке, похлопывать по плечу и называть: Боря, Коля, Витя, Тоня, Зина.
Ни в коем случае не повышать голоса, зарекомендовать себя этаким добрым дядей. Учебная нагрузка - 20 часов (история и география в 5-х классах).
К первым урокам готовился особенно тщательно, продумал все педагогические тонкости.
1 сентября! С волнением вхожу в класс. Детские глазёнки пытливо рассматривают и изучают меня: "Кто он, этот новый учитель, что от него ждать, а главное, что можно позволить себе? !" .
Прошла первая учебная неделя. Отчетливо вижу и понимаю: моя демократия им по душе.
Разговаривают, веселятся, дергают волосы друг другу, в общем, делают то, что им хочется.
Провожу воспитательные беседы, пытаясь убедить их в необходимости и обязательности дисциплинированности и послушания.
Вторая неделя - всё идет под откос.
Учителя в классе как бы нет, резкие замечания, окрики их только забавляют. Обнаглели до предела.
Третья неделя - со всей очевидностью встал вопрос: "Что делать? "
1. Идти жаловаться к директору школы З. П. Матвеевой, классным руководителям, родителям? Исключается.
2. Надо уходить с работы. Решение принято: как-нибудь протяну до конца месяца и подаю заявление. Но ведь надо "казниться" ещё две недели!
Избавление от кошмара пришло внезапно и случайно.
Произошло следующее: Прихожу на 1-ый урок в 5"а" класс. (классный руководитель Робустова Вера Сергеевна).
Учащиеся развлекаются от души, кто во что горазд.
Призывы к порядку, окрики, стучание указкой по столу - результат нулевой.
Особенно раздражал меня ученик Н. В.: смотрю на него-тихоня, стоит отвернуться-обезьянка.
Застав его кривляющимся, я не выдержал, быстро подошел к нему, вытащил из-за парты, схватив за воротник пиджака и толкнул по проходу между столов.
Он покатился по ледяному полу и оказался под доской.
В руке у меня его воротник.
Класс оцепенел. 40 пар глаз неподвижно уставились на мою руку с воротником.
В глазах потемнело: " Всё! Конец! Дубина стоеросовая, что ты наделал! Не захотел уйти вовремя по-хорошему! " - мелькает беспорядочно в голове.
Так прошло 3-4 минуты. Терять мне больше нечего.
Быстро подхожу к Н. В., продолжающему сидеть под доской (видать, тоже опешил), бросаю ему воротник и твердо ему говорю: "Иди, жалуйся! ".
Он встал, засунул воротник в карман и ушел. Что было дальше до конца урока, я не помню.
В мозгу беспорядочно роятся черные мысли: "Узнает об этом вся школа, учителя, родители, Райком! Какой будет скандал, позор! "
Комиссия, +расследование, +наказание - темное пятно на педагогический коллектив. Последующие уроки провел в отмеченном состоянии.
Но что это? Ребята сидят тихо, внимательно слушают, в общем, работают.
Проходят неделя, другая, месяц, другой, год. .. всё нормально.
Никто, кроме 5-классников, об этом случае так и не узнал.
Я понял, что "пятиклашки" - ребята умные, смышленые, хитрые, понимают, " что такое хорошо, что такое плохо".
Они поступили благородно! Молодцы!
В школе я проработал 33 года. Проблем с дисциплиной учащихся у меня больше не возникало.
В 1956 году директором Бессоновской средней школы стал 33-летний Лушников Анатолий Федорович.
Офицер - фронтовик, награжден орденом Боевого Красного Знамени, комсомольский и партийный работник, успешно окончил Пензенскую областную партийную школу и Пензенский Государственный Педагогический институт им. В. Г. Белинского (исторический факультет).
Талантливый организатор и руководитель, он отличался широтой и глубиной взглядов, всегда спокоен, хладнокровен, выдержан - авторитет среди учащихся, учителей, родителей, был чрезвычайно высок.
К нему шли со своими нуждами, заботами. Умело, четко и гармонично Анатолий Федорович направлял педагогический процесс, воспитательную работу.
Лушников Анатолий Федорович с высочайшей ответственностью относился к подготовке и проведению школьных мероприятий.
Его доклады, выступления, речи ЖДАЛИ.
Глубоко, логично, толково излагал любую проблему, задачи, точно и взвешенно определял идеи, вносил конкретные и ясные предложения.
Школа в своей работе получила новый импульс, свежую струю. Наладил великолепные деловые отношения с руководителями колхозов, предприятий, организаций и учреждений.