Более легкая и восприимчивая к музыкальным экспериментам психоделическая сцена британского рока второй половины 60-х очень быстро дала толчок к рождению нового жанра в роке. В то время как американцы стремились к утяжелению звучания, британцы находили свое вдохновение в классической музыке. На первых релизах таких коллективов как Procol Harum и The Nice (впоследствии давшие толчок к появлению ELP) отчетливо прослеживается желание выйти за уже тесные рамки психоделии. The Nice окончательно обрели "прогрессивное лицо" к третьему релизу Nice 1969 года, переломным релизом у Procol Harum стал A Salty Dog. За два года до них свою симфоническую лепту в формирование жанра внесли The Moody Blues с Days of Future Passed, игравшие до этого ритм-н-блюз. Вышеупомянутый 1969 год вообще можно назвать годом "прога" в Британии, ведь именно тогда дебютировали King Crimson, чье монументальнейшее творение In the Court of the Crimson King некоторые критики признают первым стопроцентно прог-роковым релизом. Успехи вышеупомянутых релизов подтолкнули и другие английские коллективы перейти на сторону прога: на самой заре 70-х ряды прогеров уверенно пополнили Yes, Van der Graaf Generator, Supertramp и Pink Floyd, чьи дебютные работы 60-х еще испытывали значительно влияние психоделии. Из общего ряда выбивались Jethro Tull, которые изначально больше тяготели к фолку, нежели чем к психоделии.
Новое звучание быстро прижилось и в континентальной части Европы, где особо хочется выделить голландцев Focus. В Германии прогрессивные эксперименты привели к появлению особого жанра - krautrock. За железным занавесом прог тоже хорошо прижился, но, по понятным причинам, на большую мировую сцену не пробился (относительного успеха добились лишь венгры Omega). А что же Штаты? Американцы пошли своим путем, и хоть прогрессивная сцена не миновала и их, но на начальном этапе они добавили в нее не классическое звучание музыкальных эпосов, а джаз: Blood, Sweat & Tears и Chicago никогда не были прогерами, но свою лепту в формирование экспериментального звучания внесли. Уже в середине десятилетия представители Северной Америки порадуют появлением таких коллективов как Kansas и Rush, но они будут отличаться от британцев большей ориентированностью на жесткий хард-роковый саунд. Во второй половине 70-х жанр получит сильнейших удар от молодой панковской шпаны и заляжет на дно. Но лишь для того, что бы в следующем десятилетии возродиться как феникс в новых ипостасях.
На этом я с вами прощаюсь, до скорых встреч!