Пятилетняя девочка отчаянно сидела перед жалкими останками немецкой книги. За последние несколько месяцев она потратила много времени и усилий на изучение с ним нового, странно звучащего языка. Вместе с родителями она в возрасте двух лет переехала из Трансильвании в Германию, потому что здесь уже жил дядя.
Ее отец посещал курсы немецкого языка, чтобы быстро найти в новом месте себе работу сантехником. Ее мать все еще была очень привязана к своей старой родине и отказывалась изучать новый язык. Вот почему она только что разорвала знакомство с немецким языком, который так упорно учил ее отец.
Эту сцену запомнила 37-летняя Сорина З., секретарша профессора истории искусств, одинокая, бездетная, клиентка, которая пришла на мой 3-х часовой коучинг.
"Мой профессор послал меня сюда, потому что, как он говорит, больше не хочет видеть, как я трачу свою жизнь впустую. Я не совсем понимаю, что он имеет в виду, но я ценю его и не хочу разочаровывать."
"Ты хоть представляешь, что он имел в виду, когда сказал, что ты тратишь свою жизнь впустую? "
"Он говорит, что я должна была учиться и определенно стала бы преподавателем в университете. Я могла бы быть счастлива в браке, если бы не саботировал себя все время. Но я думаю, что он переоценивает меня и просто хочет быть милым со мной."
Именно в этот момент у меня впервые возникла идея, что клиентка может принадлежать к группе одаренных женщин, но мне нужна была дополнительная информация.
Одаренность может проявиться двумя способами.
Существуют явные различия между одаренными мальчиками и девочками.
Если одаренность проявляется, то она обычно воспринимается положительно. Тот, кто раньше других побеждает в шахматах, кто всегда финиширует первым на дистанции в сто метров, получает внешнее признание раньше, потому что это неоспоримо.
Если она более невидима, то проявляется в поведении, которое обычно не очень хорошо воспринимается другими. Одаренная девочка задает критические вопросы в классе. Или она учится читать как младенец или, как в данном случае, как иностранный язык. Родители могут почувствовать, что их ценности и привычки ставятся под сомнение, и ребенок может научиться дозировать или скрывать свой талант.
Особенно одаренные женщины рано начинают осознавать, что их таланты не только не распознают, но и исключают. Одноклассницы отвечают на чьи-то лучшие оценки замечанием: “Она, вероятно, хочет быть лучше". В результате, такие дети отрицают свою принадлежность к группе.
Чтобы избежать угрозы изоляции, талантливые женщины учатся скрывать свой особый талант, всеохватывающее любопытство и быстрое осмысление. Они ищут второй или третий ряд и со временем верят, что это тоже их исконное место в жизни. Глубокая маскировка становится рабочей стратегией в жизни. Случаи, которые привели их к этому, чаще всего можно охарактеризовать как репрессивные.
Характерно, что очень немногие из «пострадавших» осознают, что они принадлежат к группе высоко одаренных. Стратегия маскировки превратилась в плоть и кровь. Обычно из этого состояния их выводит чей-то намек извне, чаще всего исходящий от компетентного человека, который мог бы разглядеть талант.
Многие одаренные женщины считают себя "особенными", но воспринимают это негативно. Они, конечно, не хотят говорить об этом открыто, потому что слово "очень одаренный" быстро получает ярлык высокомерие а-ля "Я лучше тебя!
"Пожалуйста, расскажите мне о вашей карьере", - попросил я Сорину Зи.
"Нечего рассказывать. Я приехала сюда из Румынии с семьей в возрасте двух лет. Это было желание моего отца. Моя мать была категорически против, потому что не хотела оставлять свою мать дома. Мой отец быстро интегрировался, выучил немецкий язык и нашел работу. Моя мать и сестра, которая была старше меня на четыре года, отвергли все здесь и дома говорили только по-румынски. Мне было скучно дома, поскольку мне не разрешали ходить в детский сад, и я просматривала книги отца по немецкому языку. Так случилось, что всего через год я смогла достаточно хорошо заговорить по-немецки. Моему отцу это очень понравилось, но он не показывал своих эмоций, поскольку мои мама и сестра смеялись надо мной и называли глупой немецкой девушкой".
"Это означает, что вы не получили никакого признания за свой языковой талант, даже, если можно так выразиться, оказались в маргинальном положении", - заключил я.
"Да, именно так, и это продолжалось и продолжалось. Мне было легко учиться в школе, но это сделало меня «ботаном» в глазах моих одноклассников. Несмотря на рекомендацию классного руководителя, родители отправили меня в среднюю школу, после чего я прошла производственную практику в качестве офисного служащего. Через несколько лет я стала секретарем босса, что заставило моих коллег завидовать мне".
Продолжение следует…