Первый в мире поезд на локомотивной тяге появился в 1804 году. Этот момент стал одним из самых важных в истории человечества, которое получило доступ к самым удаленным уголкам планеты и возможность кардинально изменить промышленность, обеспечив быструю транспортировку сырья и готовой продукции.
Машина, изобретенная англичанином Ричардом Тревитиком, могла перевезти 70 человек и 25 тонн железного груза на расстояние в 10 миль, а ее скорость достигала 4,9 миль в час. Поезд ходил по чугунным рельсам, которые изготавливались на фабрике в Уэльсе.
В 1816 году братья Джордж и Роберт Стефенсоны сконструировали усовершенствованный паровоз Ракета, способный развивать скорость до 29 миль в час, а уже в 1825 году была построена первая железнодорожная линия между Дарлингтоном и Стоктоном, по которой перевозили уголь. В 1830 году железная дорога пассажирского и грузового назначения соединила Манчестер и Ливерпуль.
Спустя еще 5 лет в Англии функционировали уже 720 железнодорожных линий. В это же время в Европе появился первый железнодорожный маршрут из Брюсселя в Малин, а в 1839 году отправился поезд из Амстердама в Гарлем.
Первый российский паровоз с локомотивной тягой изобрели инженеры Ефим и Мирон Черепановы в 1833 году. Локомотив работал на древесине, имел паровую систему охлаждения и курсировал по чугунным путям между медным рудником и фабрикой в Нижнем Тагиле. Уже через 3 года первый железнодорожный путь соединил Санкт-Петербург с Царским Селом.
Появление электропоездов и электрификация железных дорог
В последний день мая 1879 года на промышленной выставке в Берлине немецкие изобретатели Эрнст Вернер фон Сименс и Хальске продемонстрировали макет электрической железной дороги, по которой со скоростью в 7 км/ч двигался поезд, состоящий из локомотива и 3-х небольших вагонов.
Машина приводилась в движение электродвигателем, к которому по контактному рельсу передавался ток напряжением в 150 Вольт, а обратным проводом служили рельсы, по которым передвигался поезд.
Спустя 2 года в Берлине открылась первая электрическая трамвайная линия, а еще через год компания Сименса выпустила в пригороде столицы первый в мире троллейбус.
В конце XIX века электровозы уже активно использовались в мире - на городских трамвайных линиях, в пригородных направлениях и особенно в промышленных грузоперевозках. К началу XX столетия на электрическую тягу были переведены метрополитены крупнейших городов. В них использовались моторные вагоны, которые приводились в движение тяговыми двигателями.
Скоростные поезда
С момента появления первых железных дорог ученых не покидало стремление увеличить скорость движения поездов. Первый высокоскоростной поезд построила французская компания Alstom в 1971 году, однако движение по скоростным линиям начало функционировать только спустя 10 лет. Скорость первого такого поезда из Парижа в Лион достигала 270 км/ч, он отличался повышенным комфортом и полным отсутствием шума.
Сегодня самыми быстрыми поездами в мире считаются:
- китайский Shanghai Maglev, развивающий скорость до 431 км/ч;
- китайский Fuxing Hao со скоростью до 350 км/ч;
- японский Shinkansen, способный разгоняться до 330 км/ч.
Как классифицируются поезда
В зависимости от назначения различают грузовые и пассажирские составы. Последние, в свою очередь, классифицируют по ряду признаков:
- по скорости движения - обычные, скорые, скоростные;
- по типу сообщения - международный, региональный, пригородный, городской;
- по времени следования - дневные и ночные.
Пассажирские и скорые поезда также делятся на поезда круглогодичного сообщения и сезонные (летние), при этом скорые отличаются меньшим количеством остановок в пути следования.
Спонсор публикации: https://radsystem.ru