В Хакасии завершил работу уникальный проект — Всероссийская лаборатория современных текстов и режиссуры «На равных».
За десять дней хакасские зрители увидели пять эскизов к спектаклям по пьесам современных авторов на молодежную тематику. Все вместе, и актеры театра Русского драматического театра им. М.Ю.Лермонтова, и режиссеры, и драматурги пытались понять, как сделать такой театр, который был бы интересен в первую очередь подросткам. Что им может понравиться, чем их сможет зацепить тот или иной спектакль?
Света Стафиевская поучаствовала в лаборатории, и выбрала тройку лучших, на ее взгляд, эскизов будущих спектаклей для молодого зрителя.
(Эскиз, набравший большее количество голосов в интернет-голосовании* станет полноценным спектаклем.)
«Ганди молчал по субботам»
(автор – Анастасия Букреева, режиссер – Владимир Гордеев)
Ты приходишь в театр, заранее зная, что это будет читка пьесы, а там по сути уже настоящая остросоциальная драма. То есть у актеров и режиссера было очень мало времени на подготовку (всего два дня), чтобы разыграть пьесу по ролям, вжиться в образ. Но они каким-то чудом играют так, что к финалу с тебя «сдирают кожу».
Почему эта пьеса достойна постановки:
По словам, театроведа Александра Вислова, спектакли именно по этой пьесе Анастасии Букреевой «пожарами идут по всей стране». Чем Хакасия хуже других регионов?
Очень мощная работа молодого актера театра Лермонтова Сергея Бочарова. Вы узнаете в нем себя, если вам столько же лет, сколько и главному герою Моту. Если вы старше, то придется смотреть на сына или внука.
Неожиданный финал, от которого долго приходишь в себя. Слезы, мурашки, вот это вот все. Да.
Вам захочется замолчать и погуглить, правда ли Ганди молчал по субботам. А может по понедельникам? Или это вообще выдумка режиссера. Подсказка: Нет. Не режиссера. Название пьесы автору приснилось. Это правда.
Возможно, вы передумаете разводиться. Или посмотрите на этот болезненный процесс под другим углом.
«Всем кого касается»
(автор – Дана Сидерос, режиссер – Данил Чащин)
Дану Сидерос я знаю по Фейсбуку. Она поэт, у нее прекрасные стихи. Честно, не знала, что она пишет пьесы и зовут ее по-настоящему Маша. Дана написала про любовь, школу, одиночество, особенных людей и изобрела язык, на котором общается главный герой – Костя. Никто, кроме его брата Миши больше не знает этот язык.
Московский режиссер Данил Чащин поставил перед актерами задачу сделать эскиз спектакля для людей, которые не ходят в театр и не любят его. Судя по страстной полемике, которая развернулась после показа, задача перевыполнена.
Почему эта пьеса достойна постановки:
Тема школьной травли здесь раскрыта более чем. Мир подростков, свой, обособленный, закрытый от взрослых, куда нет входа «не таким, как все», учителя на своей волне - весь этот набор, присутствующий в системе нашего образования, показан как на духу.
Данил Чащин взял для эскиза лишь часть текста. Вам же хочется однажды увидеть весь спектакль целиком?
Подростки говорят здесь на своем языке, не стесняясь в выражениях. Кажется, что их просто пригласили с улицы на сцену. Пожить.
Спектакль «Всем кого касается» идет в московском театре «Сатирикон». Чем Абакан хуже?
Удивительное совпадение формы и содержания. Практически кинематографическое. Кажется, что вы пришли не в театр, а присели дома посмотреть очередную серию любимого молодежного сериала. Очень приятное во всех смыслах художественное оформление.
«Мама, мне оторвало руку»
(автор Маша Конторович, режиссер – Анатолий Кузьмин)
Хлесткая, провокативная, эпатажная. И это еще не все, что можно было бы сказать об этой постановке. Андеграунд во всей своей красе. Анатолий Кузьмин спускает зрителей с небес под землю – эскиз идет на экспериментальной площадке под большой сценой театра Лермонтова. Здесь, пыльно, тесно, неудобно, трубы, провода. В общем, выход из зоны комфорта режиссеру засчитан. Взрослые снова попадают под раздачу, оказавшись в атмосфере подросткового хаоса. Добро пожаловать в подворотню, расписанный облупленный подъезд, в подземку. Где там еще любит ошиваться молодежь?
Почему эта пьеса достойна постановки:
Если бы я ставила эту пьесу, я бы ничего в ней не меняла. Оставила все, как есть. Большая сцена просто убьет этот апокалипсис, взрывающий тесный мирок девочки Маши.
На показе побывал министр культуры Хакасии Леонид Еремин. Считай, уже одобрил постановку, назвав ее интересной и глубокой. Но вы же хотите лично в этом убедиться?
Никогда еще «ранимый внутренний ребенок», сидящий даже в нас, взрослых, так истошно не орал голосом Кристины Злотниковой.
Этот эскиз – профилактическая работа для родителей, соседей, родственников, школы, органов профилактики, опять же. Лучше посмотреть на сцене о том, «что может случиться, если…», чем потом прочитать в интернете в разделе «Происшествия».
Кто вам еще так расскажет об искалеченной, изуродованной душе, о пустоте и поиске себя?
*Проголосовать за лучший эскиз можно в группе «Русский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова» в соцсети «Вконтакте».