Возраст после 6 лет - это время перемен.
В шесть лет ребенок становится более независимым от родителей и даже начинает пренебрегать ими, обращая главное внимание на то, что сказали и сделали его друзья и знакомые, но не его мать и отец.
Он сам определяет для себя, что для него важно, а что нет, и со всей ответственностью следит за исполнением этих собственных важных дел, проявляя целеустремленность, граничащую иногда с бессмысленным упрямством и предрассудками.
В это же время он начинает интересоваться такими достаточно отвлеченными вещами, как, например, математика или устройство автомобильного двигателя. Короче говоря, в этом возрасте начинается высвобождение ребенка из рамок семьи и подготовка к вступлению в окружающий мир в качестве полноценного и ответственного гражданина.
Для сравнения можно напомнить, каким был этот же ребенок еще совсем недавно, в возрасте трех-пяти лет: он был предан своим родителям, принимая на веру любое их высказывание, и хотел походить на них во всем: в поведении за столом, в одежде, в употреблении слов (многих из которых он не понимал). Все это имеет свое объяснение.
Когда-то давно, миллионы лет назад, предки человека взрослели быстро, всего за несколько лет (как это бывает у животных); но, полностью вырастая физически, они сохраняли разум и чувства пятилетнего ребенка, живущего, во всем подражая старшим. Прошло много времени, и человек развил в себе способность жить независимо от родителей, сотрудничать с себе подобными, контролировать свои поступки и следовать определенным правилам поведения. Жизнь усложнилась, и чтобы научиться жить этой сложной, по-настоящему взрослой жизнью, требовалось много лет.
Возможно, это и стало причиной замедления физического развития людей.
Действительно, младенец очень быстро прибавляет в размерах и весе (подобно детенышам животных), и так же быстро растет подросток в период полового созревания, но в промежутке между этими двумя этапами физическое развитие человека замедляется, как будто природа говорит ему: «Стоп! Научись-ка сначала многим необходимым вещам: управлять своими желаниями и инстинктами, заботиться о себе и о других, понимать мир и правила поведения в нем, овладей так же полезны ми навыками — и только после этого ты получишь сильное взрослое тело и взрослые инстинкты и эмоции!»
Начало обретения независимости.
Ребенок в возрасте после шести лет продолжает в душе любить своих родителей, но старается не обнаруживать своих чувств. Теперь ему не нравится, когда его целуют, особенно при людях, и он ведет себя сдержанно по отношению ко всем взрослым (кроме самых близких людей).
Он не желает, чтобы им забавлялись как игрушкой и притворно восхищались, говоря: «Ах, какой милый ребенок!» ведь он обретает чувство достоинства, сознает себя личностью и требует соответствующего обращения. Стремясь обеспечить себе независимость от родителей, он теперь черпает идеи и знания у посторонних людей (заслуживающих, по его мнению, доверия) иногда доходя в этом до абсурда, так что если любимый учитель географии (человек знающий и надежный) перепутает случайно Парагвай с Уругваем, то уже ни отец подростка, ни другие близкие не смогут его убедить, что учитель ошибся.
Правда, у ребенка вполне сохранились представления о плохом и хорошем, которым научили его родители, но они теперь отодвинуты в дальние уголки его сознания, и он считает их своими собственными понятиями, придуманными исключительно им самим, так что если родители продолжают напоминать ему о правилах поведения, то он не желает их слушать, считая, что и сам все знает и сам может за себя отвечать.
Плохие манеры.
Теперь ребенок старается не употреблять взрослые слова и выражения, заимствованные у родителей, и стремится говорить «покруче», пользуясь словечками, услышанными от друзей и знакомых, им же он подражает в одежде и прическе : ходит с распахнутым воротом и распущенными шнурками, демонстрируя принадлежность к определенной «команде», членам которой наплевать на других.
Изменилось и поведение за столом: ребенок садится есть, не помыв руки, утыкается носом в тарелку, торопливо жует, набивая полный рот и рассеянно колотя ногой по ножке стола. Войдя в дом с улицы, может швырнуть куртку прямо на пол, хлопает дверью или броcает ее распахнутой, хватается сразу за несколько дел и ни одно не доводит до конца, не рассчитав силы.
В поступках и речах он копирует сверстников, демонстрируя полную независимость от родителей, и при этом не желает слушать никаких замечаний, заявляя в ответ: «А что я такого сделал?». Разумеется, родители приходят в смятение от такой перемены, полагая, что их ребенок совсем испортился и забыл все то хорошее и доброе, чему они его учили.
На самом деле он ничего этого не забыл и бунтует для того, чтобы утвердить свою независимость, когда эта цель будет достигнута, все придет в норму.