Отдельно стоит поговорить о страхе за свое тело, возникающем у детей в возрасте от двух с половиной до пяти лет, с ним связаны некоторые особые трудности, которые можно сильно облегчить, если родители будут знать о них заранее.
Мы уже говорили, что ребенок в этом возрасте во всем доискивается причины и легко расстраивается, узнавая об опасности, которую примеряет к себе. Если он видит человека без руки или без ноги, то он первым делом спрашивает: «А что это с дядей случилось?», а потом воображает себя на месте инвалида и старается представить себе: а если и с ним произойдет такое, то что будет?
Беда еще и в том, что дети испытывают такой страх не только при виде телесных повреждений и увечий, но и когда замечают естественные различия в строении тела мальчиков и девочек. Мальчик в возрасте трех лет, увидев раздетую девочку, может прийти в сильное смущение оттого, что у нее не "такое", как у него, и обязательно спросит: «Что это с ней, куда же делась ее пи-пи?», и если не получит сразу вразумительного ответа, то тут же сделает для себя заключение, что девочка пострадала от какого-то несчастья.
Затем к нему приходит пугающая мысль: «А если то же самое случится со мной?» Точно такое же замешательство переживает и маленькая девочка, увидев впервые, что у мальчика не все устроено так, как у нее. Первое, что она спрашивает: «Что это у него?», а затем, уже с беспокойством: «А у меня почему такого нет? Куда оно делось? Или с ним что-то случилось?»
Обычно ум трехлетнего ребенка работает именно в таком направлении, и он бывает так расстроен увиденным, что даже боится спросить объяснение у матери. После этого у ребенка может появиться беспокойство, принимающее разные формы.
Например, один мальчик трех лет бегал каждый раз в ванну, когда купали его младшую сестренку, возбужденно ее рассматривал, а потом, с огорчением качая головой, говорил: «Ой, мама, ляля бу-бу!», то есть ляля сильно ушиблась и поранилась.
Мать не могла понять, что его волнует, покa он не осмелился и не показал пальцем на важное отличие. Чуть позже мать с огорчением заметила, что мальчик иногда с беспокойством прикрывает руками свои гениталии, как будто желая их защитить, и посчитала это началом скверной привычки: ей и в голову не пришло (пока она не посоветовалась с врачом), что два указанных события связаны между собой.
Вспоминается также одна маленькая девочка, заметившая отличие в строении своего тела и тела мальчика; это ее так обеспокоило, что она стала подходить ко всем детям в группе (дело происходило в детском саду) и раздевать их, желая разобраться, наконец, с этим вопросом. При этом в ее действиях не было озорства: наоборот, было заметно, что она всерьез обеспокоена и напугана.
Еще один малыш трех с половиной лет, понаблюдав за своей младшей сестренкой, начал ходить по дому и присматриваться ко всем вещам, с беспокойством отмечая, что почти у каждой что-нибудь поломано или не в порядке, и спрашивая мать: «А это кто поломал?». Многочисленные неисправности, которые он обнаружил (даже оловянный солдатик оказался с одной ногой!), так его расстроили, что он стал ощупывать себя, проверяя, все ли у него самого на месте.
Родителям не мешает знать, что всякий нормально развивающийся ребенок в возрасте двух с половиной , трех с половиной лет начинает интересоваться различиями в строении тела мальчиков и девочек и другими подобными вещами и, не получая сразу же удовлетворительного ответа, делает умозаключения, от которых приходит в беспокойство. При этом он не спросит прямо: «Я хочу знать, почему девочки устpоены не так, как мальчики?», так как и сам еще не вполне в этом уверен, а скорее начнет задавать на- водящие вопросы и, не получая ясного ответа, рас- страивается и оставляет свои попытки.
Не следует искать в этом нездоровый интерес к другому полу, это обычный вопрос, один из многих, на тему «По- чему это устроено так, а не иначе?». Уходить от ответа, ругать ребенка или стыдить его за «нескромные» вопросы нельзя, это вызовет у него подозрение, что он затронул какую-то запретную тему (что совершенно нежелательно), но нет и необходимости читать развернутую лекцию с полным освещением вопроса о половых различиях. Лучше поступить проще: сначала развеять опасения по поводу девочки, сказав, что ничего плохого с ней не случилось, просто девочки и женщины устроены иначе, чем мальчики и мужчины.
Девочкам приходится повторять эту мысль особенно настойчиво, так как они иногда возмущаются: «Вот, у него все так удобно и ловко устроено, а у меня ничего такого нет!». Мама должна ее успокоить, сказав, что дочь нравится ей такою, какая она есть, что у девочек свои преимущества, хотя бы потому, что они будут растить и воспитывать детей, когда вырастут сами. Это волнующая тема для ребенка трех-четырех лет, к которой он может не раз возвращаться.