Кинжалы-шпаголомы различных типов имели некоторое хождение в Европе, но по многим причинам широкого распространения там не получили. Не существует и какой-либо особой техники ведения боя кинжалом-шпаголомом, хотя техника обычной даги в сочетании с рапирой описана во многих трудах, и более того - активно применялась на практике.
Однако на Востоке, на маленьком острове между Китаем и Японией примерно в XVI-XVII веке завелся некий "мечеуловитель" - сай. Катаны он все-таки не ломал, однако при должном навыке был способен остановить удар меча. Ловко действуя саем (точнее, саями, это парное оружие), можно было заблокировать меч и вывернуть его из рук хозяина.
Ну, если повезет, конечно...
Краткая история
Сай родился на Окинаве в лихие годы катана-гари - то есть регулярно проводимых японскими властями охот за мечами вообще и оружием в частности. Так уж Окинаве не повезло, что ее жителям власти, как собственные островные, так и японские, регулярно запрещали любое оружие с лезвием.
Это привело к созданию на Окинаве особых техник кобудо - слегка утрируя, боя подручными предметами, которые при всем желании в оружие не запишешь, поскольку большинство из них - безобидные с виду палки и цепы. Кое-какая режущая кромка есть только у камы - серпа, но не отберешь же серпы у крестьян? Чем они работать будут?
Сай - один из немногих металлических видов оружия в традиционном варианте кобудо. Но даже у него (если это классический сай) есть острие, но в принципе не может быть лезвия. За лезвие японские власти сразу бы сделали хозяину секир башка, особо не мудрствуя и не играя в следственные мероприятия. Так что если вам к покупке предлагается сай с лезвиями, уплощенного кинжаловидного сечения - вам беспардонно вруливают жалкую поделку.
Происхождение же сего девайса загадочно. Никто не помнит точно, откуда он взялся; чаще всего кивают на китайское приспособление для рыхления земли, как на его вероятного предка. Есть точка зрения, согласно которой никаких предков у сая нет: он изначально создавался именно как оружие, в своем привычном облике.
Конструкция
Ближайшие конструктивные родственники сая - это европейский стилет и японский дзютте - металлическая дубинка с крюком.
Со стилетом его роднит длинный безлезвийный клинок, граненый или круглый в сечении, с шиловидным острием, а с дзюттэ - цельнометаллическая конструкция и длинные ёки - усики. Только у дзютте усик один, а у сая - два.
Общая длина оружия - до 40 см, при этом рукоять в длину чуть больше ладони. Рукоять у сая довольно толстая, т.к. служит балансиром: точка баланса должна располагаться на гарде.
Классический сай изготавливается из одного куска металла, либо из двух, положенных друг на друга крест-накрест и скованных воедино. Поперечная металлическая планка при этом должна быть немного короче той, что превращается в клинок. Впрочем, сай справедливо именовать и трезубцем: клинков у него три, "усы" тоже считаются.
На черен рукояти насаживают металлический набалдашник, овальный или шишковидный заостренный. Он предназначен для ударов эфесом. Рукоять обматывается кожей, веревкой и т.п., деревянные рукояти у классических саев отсутствуют.
Масса оружия весьма значительна: от 600 до 1200 г. Тяжелее иной катаны, однако!
У сая также есть близкие родственники в Китае и в Индонезии, например чабанг. Но высот своего развития фехтование саями достигло именно на Окинаве.
Техника владения
Саи - парное оружие. Иногда за поясом их хозяина покоится еще и третий братец - либо в качестве запасного, либо предназначенный для метания (метательный сай конструктивно ничем не отличается от обычного).
В исходном замысле саи предназначены, как и другое оружие окинавского кобудо, для противодействия самураю с мечом. Грубо говоря, на один сай, в промежуток между усиком-ёки и клинком, на гарду, а другим наносится удар.
Это - утрированная схема. Предельно упрощенная, можно сказать принципиальная. Техника боя саями очень сложная, она не имеет ничего общего с обычным ножевым боем. Я, например, за это оружие в принципе не возьмусь...))
Фехтование саями базируется на быстрой смене хватов с прямого на обратный.
Оно требует одинаково хорошего владения обеими руками, причем, как бы это выразиться, рассинхронизировано. То есть левая рука должна действовать отдельно от правой, выполняя совершенно другие эволюции. Удары наносятся всеми элементами оружия: острием (почти сплошь тычковые), усиками гарды, навершием и т.п.
Один из вариантов защиты от меча предполагает, например, обратный хват сая с прижимом к предплечью. Предплечье обеспечивает мягкий демпфер, чтобы сай не выбило из руки. Правда, обороняться таким способом не от тренировочного бокэна, а от боевой заточенной катаны - почти неминуемо остаться с порезанной рукой, но это, как говорится, мелочи...)
Сай-дзюцу, соответствующая техника владения, входит в состав многих стилей классического окинавского (но не японского) карате. Считается, что именно карате обеспечивает необходимую базу для должного овладения этим странным оружием...