Для начала посмотрим, как ребёнок оценивает себя в коллективе.
Для этого есть простенький тест «Лестница».Сядьте вместе с малышом и поговорите о ее/его подругах/друзьях.Попросите назвать «самых лучших девочек/мальчиков».Должно быть не менее 4-5 детей (например, ребёнок назовет: Катя, Маша, Соня, Полина, Даша или Миша, Петя, Максим, Игорь и т.д.).Спросите, относит ли она/он себя к «самым лучшим»?Потом нарисуйте обычную лестницу «ведущую в небо».Попросите дочку/сына расставить на ступеньках лестницы ее/его подруг/друзей и себя по принципу «кто лучший – на самой верхней ступени», «на второй – тот, кто имеет какой-то недостаток, например, иногда не слушается» и так далее.Ваша задача – посмотреть, на какую ступеньку дочь/сын поставит себя и чем объяснит пребывание именно на этом месте.А вот теперь на основе рисунка давайте попробуем помочь ребёнку почувствовать себя не хуже «Насти», «Саши», «Оли» и «Тани» (с мальчиками применимы мужские имена, также далее по тексту).Посмотрите внимательно на творчество вашего малыша и предложите ей/ему поговорить на тему «А действительно ли «Настя» и «Таня» лучше её/его самой/самого? «Настя» добрая, например, скажет ваш собеседник. Поговорите с ребёнком - разве она/он не добрая/добрый?Перечислите какие-то ситуации с девочками/мальчиками, когда она/он была великодушна/великодушен и добра/добр с подругами/друзьями. И подведите итог: «Значит, ты вовсе не хуже «Насти», ты тоже ОЧЕНЬ добрая/добрый»!
Вопросы роста!
Если в группе девочки/мальчики «наезжают» на малыша, что тот, мол, ниже ростом…
Перейдите к обсуждению кандидатуры «Тани» (ребёнок, который произносит в адрес вашего чада, что та/тот маленького роста).
Во-первых, скажите, что она/он (ваш ребёнок), тоже скоро вырастет и станет, может быть, даже ВЫШЕ «Тани».
Расскажите дочке/сыну, что люди растут не до бесконечности. Это только так, кажется, что дети не понимают таких объяснений или они их не утешают. И понимают, и утешают. Важно, чтобы Ваши объяснения, действительно, были серьезны, а не пустым утешением.
Во-вторых, предложите дочке/сыну поиграть вместе с ней/ним в ту игру, в которой, по словам малыша, её/его подруга/друг преуспевают, и повысить её/его мастерство.
В-третьих, если «Таня» еще и обманывает. Скажите дочке/сыну, что умение обманывать - это не достоинство. Таких людей называют лгуньями/лгунами.
А вот умение хорошо драться и не плакать, «когда тебя бьют», как «Софа», - вот это «ого-го»! Поэтому предложите дочке/сыну новый вариант «Лестницы»: «Настя» на первом месте – мы помним - она добрая, ваша/ваш дочка/сын – на втором – опять же – за доброту, «Софа» – за умение драться – на третьем, а врушку «Таню» – на четвертое! Вот такая будет иерархия!
Если ваша/ваш дочка/сын согласится, предложите ей/ему разделить место лидера с «Настей»! Как? А научиться быть такой, как «Софа»! Ну, почти такой.
Для этого выберите с ребёнком какой-нибудь сказочный персонаж - можно Снежную Королеву или какую-то/какого-то злодейку/злодея из мультиков, например Баба Яга... Важно, чтобы это был достаточно агрессивный персонаж...
Договоритесь с дочкой/сыном, что с завтрашнего дня она/он будет немного «Баба Яга/Халк», например – дома, и на улице. Это будет ваш с ней/ним секрет. Подарите дочке/сыну какой-то маленький атрибут этой/этого злодейки/злодея, и пусть она/он его носит с собой, как знак своей силы и уверенности в себе! Баба Яга/Халк САМА/САМ выбирает себе подруг/друзей! А кто не хочет с ней/ним играть, тот идет домой и там скучает в одиночестве!
Собственно, это и есть психотерапия с ребенком – в игровой форме помочь ей/ему обрести то, чего ей/ему по той или иной причине не хватает.