Короткая память?
Хоть ранний опыт и важен для развития личности, мы, став взрослыми не помним ничего или почти ничего из того, что происходило на ранних этапах становления, например, первые шаги или изучение первых слов. На самом деле, когда взрослых спрашивают об их первых воспоминаниях, они обычно не вспоминают события до 2-3 лет, а лишь фрагментами вспоминают события, произошедшие в возрасте от 3 до 7 лет. Это явление часто называют детской амнезией.
Оно представляет собой неспособность как детей, так и взрослых вспомнить эпизодические воспоминания (т.е. воспоминания о конкретных событиях, которые происходят в конкретном контексте) с младенчества и раннего детства, до 2-4 лет.
Дедушка Фрейд, который Зигмунд был первым исследователем, разработавшим теорию детской амнезии, поскольку он заметил, что его пациентам редко удавалось вспомнить события, происходившие в первые годы жизни. Он считал, что детские воспоминания подавляются и поэтому забываются.
Тем не менее, современные теории сосредоточены на когнитивном и социальном развитии как важном факторе предсказания амнезии у детей. Одним из возможных объяснений детской амнезии является недостаточное неврологическое развитие, т.е. развитие частей мозга, которые отвечают за хранение и восстановление эпизодических воспоминаний.
Например, некоторые исследователи считают, что развитие и функционирование префронтальной коры головного мозга имеет решающее значение для создания воспоминаний, связанных в определённом контексте происходивших ситуаций. Кроме того, префронтальная кора головного мозга и гиппокампа считаются решающими для развития автобиографической памяти. Важно отметить, что эти две структуры мозга развиваются примерно в возрасте 3-4 лет. Отсутствие накопленных воспоминаний, согласно этой теории, связано с незрелостью мозга.
Некоторые данные свидетельствуют о том, что амнезия в отношении событий, происходящих в раннем детстве (до 2 лет), может быть, по крайней мере, частично объяснена трудностями с устным воспоминанием, которые были закодированы до овладения языком. В соответствии с этим, словарный запас приобретается в возрасте от 2 лет до 6 месяцев и от 4 лет до 6 месяцев. Это период времени, в течение которого можно вспомнить самые ранние воспоминания.
Амнезия в детстве, похоже, не является исключительно человеческим явлением.
Действительно, некоторые исследователи наблюдали у животных нечто вроде инфантильной амнезии. Открытие факта амнезии у животных указывает на возможность изучения механизмов, лежащих в основе детской амнезии, таких как неврологические события, с помощью животных моделей. Исследования на животных показали важность некоторых частей мозга и их развития в связи с амнезией в детстве.
Например, они указали, что высокий уровень нейрогенеза в гиппокампе, наблюдаемый в младенчестве, может объяснить ускоренное забывание контекстуальных воспоминаний о страхе. Представляется, что интеграция новых нейронов в существующую схему может дестабилизировать и ослабить существующую память.
Некоторые исследователи считают, что непонятно, возникает ли амнезия у детей из-за сбоев в восстановлении памяти или сбоев в ее хранении. Забывание можно описать как линейную функцию времени, прошедшего с момента события. Между ранними событиями и воспоминаниями во взрослом возрасте существует большой промежуток времени, и можно предположить, что ранние события просто забываются. Тем не менее, есть исследования, указывающие на то, что испытуемые помнят гораздо меньше событий, происходящих в возрасте от 6 до 7 лет, чем можно было бы ожидать. Таким образом, забывчивость не смогла полностью объяснить явление детской амнезии.
Именно поэтому была разработана нейрогенная гипотеза об амнезии у детей.
Нейрогенная гипотеза объясняет детскую амнезию непрерывным добавлением новых нейронов (нейрогенез) в гиппокампус. Согласно этой гипотезе, высокий уровень постнатального нейрогенеза в гиппокампусе препятствует созданию долговременных воспоминаний. Эта гипотеза была экспериментально проверена в моделях животных (мышей и крыс).
Результаты, полученные на основе этих моделей предполагают, что высокие уровни нейрогенеза ставят под угрозу формирование долгосрочной памяти, возможно, путем замены синапсов в ранее существовавших цепях памяти.
Хотя ранняя теория относительно забывания или подавления воспоминаний может выглядеть как хорошее объяснение детской амнезии, последние данные показывают, что в нашем мозгу происходит что-то еще, что способствует этому явлению. Является ли это недостаточным развитием мозга в некоторых частях, или непрерывным синтезом новых нейронов, или и то, и другое, еще предстоит дополнительно исследовать. Детскую амнезию нельзя объяснить простым забыванием.