Найти тему
Источник

Фундаментальные принципы нравственности (часть четвертая)

https://i.pinimg.com/originals/64/fc/0a/64fc0af880e7ba8b28e297ee1cff22ba.jpg
https://i.pinimg.com/originals/64/fc/0a/64fc0af880e7ba8b28e297ee1cff22ba.jpg

часть третья

Познакомимся с самой простой формулировкой, с самим принципом этого доказательства. Не секрет для любого нормального человека, что человек есть существо нравственное, хочет человек, или не хочет, внутренне ему присущ нравственный закон, который определяется таким словом как совесть. Он может прислушиваться к этому закону, может игнорировать его, но в любом случае есть у него совесть.

Этот нравственный закон через совесть приказывает ему как поступать нравственно, и следовательно как поступать безнравственно. Конечно, там есть определенные нюансы связанные с культурой человека, среда в которой воспитывался и так далее, но какие-то фундаментальные принципы безусловно есть. У каждого человека они изначально ему присущи как личности, как образу Божию.

Например, что побудило Александра Матросова пожертвовать своей жизнью, и спасти сотни своих боевых товарищей. Неважно придуман этот подвиг или нет, у него было миллион прототипов. Сотнями и тысячами люди жертвовали своими жизнями, ради высших идеалов. И не потому что их там обработала сталинская пропаганда, а просто это требование человеческого сердца. Были случаи когда узники фашистских лагерей отдавали свой хлеб обрекая себя на голодную смерть.

Говорить о каких-то особых внутренних механизмах человеческой личности даже не механизмах, а это что-то другое, например, для меня характерным таким доказательством аргументов в пользу существования этого нравственного закона, является история, которая была в годы Великой Отечественной войны. После того как армия Паулюса в Сталинграде сдалась, и для того чтобы укрепить дух воинов, да и вообще защитников в широком смысле Родины, решили провести пленных немцев по Москве.

https://i.pinimg.com/564x/21/a8/14/21a8144e7e98d1e65fdb5481cfb8839f.jpg
https://i.pinimg.com/564x/21/a8/14/21a8144e7e98d1e65fdb5481cfb8839f.jpg

И вот идут эти колонны там несколько тысяч, грязные оборванные голодные, некоторые из них израненные, измученные. И посмотреть на это зрелище вышли все москвичи ну не все но очень многие. И представляете у кого-то из москвичей погиб там брат у кого-то отец у кого-то там фашисты спалили дом, родственников сожгли в Хатыни и так далее. У каждого есть свое какое-то личное зло против вот этих нелюдей. Они пришли сейчас их оплевать оскорбить ну сделать с ними что-то такое вынести на них все свое зло, всю свою ненависть к этим гадам. И вот они пришли и смотрят на этих людей беспомощных, голодных, и вот какие-то там крохи хлеба у них по карманам были, они залезали в карманы и доставали эти куски хлеба, и кидали этим фашистам. Эти кусочки хлеба не достанутся их детям, они этим врагам отдают понимаете.

Есть нравственные законы, которые вдруг в какой-то момент под какими-то совершенно необъяснимыми обстоятельствами пробуждаются в человеке и заставляют его поступать нравственно. Опять же независимо от того реальная это картинка или мне только кажется что я нравственно поступаю.

Вот например человек во сне, спит это же не реальная ситуация, но вдруг вот что-то меня побуждает не делать вот какую-то гадость, хотя это иллюзии и сон.

Человек может подчиняться этому запрету, не все же кидали эти последние куски хлеба этим немцам, и не все же жертвовали своей жизнью ради того чтобы спасти своих боевых товарищей, были и предатели были мародеры были последние подонки. Но в любом случае человек может подчиняться этому закону а может не подчиняться, но этот закон все равно есть.

Если есть закон, значит и должна быть причина существования этого закона, а значит должен быть вот этот нравственный законодатель, который этот закон устанавливает. Неисполнение этого закона чревато наказанием в виде угрызений совести, то есть этот «законодатель» имеет власть над человеком превышающий человеческую природу.

И вот этот нравственный закон на самом деле не выводим из человеческой природы потому что самый главный из тем человека это инстинкт самосохранения. Нравственность как раз побуждает человека преодолеть этот инстинкт самосохранения, понимаете, но и кто же этот нравственный законодатель как не сам Бог, который властен над природой человека.

Но есть еще практические варианты этого доказательства, которые по сути доказательством не является, но может быть некоторым аргументом в пользу того что верить в Бога нравственно, полезнее чем не верить в него. Так как вера в бога действительно содействует улучшению нравственности. Тогда как атеизм чаще всего приводит к падению морали, и нуждается в «подпорках», та идеология, которая строится на атеизме, на отрицании существования Бога.