"Сиди как можно меньше", - совет, предложенный философом Фридрихом Ницше более века назад, звучит так, будто его можно было бы выписать из раздела "Здоровье" газеты "Нью-Йорк Таймс.
Исследование 2014 года, проведенное учеными Стэнфордского университета, подтвердило любовь Ницше к прогулкам. Оно показало, что ходьба значительно улучшает определенные виды когнитивных усилий, связанных с творчеством, особенно конвергентное мышление, например, способность находить решения проблем, и расходящиеся мысли, что подразумевает зачатие неограниченных, оригинальных идей. Другие исследования показали, что упражнения, как правило, улучшают конвергентное мышление у тех, кто тренируется три или более раза в неделю.
Однако даже в то время, когда преимущества фитнеса широко известны и когда культура фитнеса настолько распространена, что влияет на то, как люди одеваются каждое утро, трудно найти более чем горстку художников, которые восхваляют их режим тренировок. Причины этого могут быть как культурными, так и структурными. Ночные обеды на открытых площадках, ужины художников и другие общественные мероприятия затрудняют правильный выбор.
Существует также тот факт, что сама жизнь в студии может быть напряженной: художники часто стоят большую часть дня, работают много часов, и им может потребоваться перемещение тяжелого скульптурного материала, холстов или оборудования, которые оставляют мало энергии для тренажерного зала.
Тем не менее, есть художники, для которых тренировки играют центральную роль в их жизни и творчестве. Практически все из тех, с кем я говорил, сообщают об использовании упражнений для когнитивного развития, подобных описанным в различных исследованиях.
Для голландского художника Гвидо ван дер Верве в качестве музыканта, который сочиняет музыку для своих фильмов и участвует в соревнованиях по триатлону, особенно полезен для оркестровки бег (езда на велосипеде или плавание).
"Много дней я сижу за фортепиано, пытаясь сочинить музыку для множества различных инструментов одновременно", - предлагает он. "Это довольно сложно, потому что музыка основана на времени, поэтому вы не можете просто сесть и посмотреть на нее - она исчезает. Пробег делает меня более восприимчивым, помогает мне оставаться сосредоточенным, концентрироваться, а также создает эндорфины, которые улучшают самочувствие".
Чувствовать себя хорошо - это не мелочь.
По необходимости, исследования переходят к количественным аспектам взаимосвязи между упражнениями и творчеством, а именно к определенным типам познания. Однако творчество, само по себе нечеткое понятие, процветает такими способами, которые выходят далеко за рамки расходящегося или конвергентного мышления. Некоторые эмоциональные состояния, такие как хорошее самочувствие и, следовательно, низкая тревога и страх, способствуют развитию состояний потока, который является основополагающими для творчества.
Художник из Лос-Анджелеса Кассильс описывает их различные режимы тренировок, от поднятия тяжестей до кикбоксинга, как "движущуюся медитацию". Скотт-Дуглас использует медитативное дыхание (одна из старейших форм целенаправленных упражнений) специально для активизации его парасимпатической нервной системы, снижая уровень тревоги.
Эти двое отличаются тем, что они не просто занимаются спортом: Их физическая практика помогает структурировать их жизнь и глубоко обогащать их художественную практику. Как выразился Скотт-Дуглас, тренировка, наряду с медитативным дыханием, навевает порядок в его жизни. Это может означать возможность использовать свое время наиболее эффективно. Но она также может служить образцом для подражания: Кассильс, который продолжает работать по утрам личным тренером, элегантно отмечает, что "тело имеет способ превратить то, что кажется сложным и академическим, во что-то очень простое, чем больше вы практикуете, тем больше происходит нейромышечная связь, тем больше вы ее достигаете". Другими словами, упражнения каждый день делают человека намного лучше, становятся образцом для художественной практики, продвигают человека вперед как в физическом, так и в духовном смыслах.
Физическая практика может также быть средством расширения возможностей самовыражения и знаний для художника.
И учёным было бы неплохо послушать. Потому что, хотя количество художников, регулярно занимающихся йогой, может и не заполнить ни одного занятия йогой, те, кто освещает многие аспекты творчества, остаются неизученными. Помимо умственной ловкости, они говорят нам, что творчество процветает, когда есть эмоциональный баланс, модели для практики и набор инструментов, не говоря уже об идеях, которыми могут наслаждаться и мышцы.