В предыдущих статьях я писал о том, что побудило меня устроиться в школу, и какую зарплату я получаю за свой ежедневный педагогический труд (спойлер: неплохую). Настала пора поговорить о том, что раздражает меня больше всего в педагогической деятельности. Ответ на этот вопрос прост - дети. Честное слово, если убрать их из образовательного процесса, работа учителем была бы просто моей мечтой.
Разумеется, я говорю вовсе не о всех учениках. В противном случае, цена мне, как педагогу, не превышала бы и пару грошей. Однако год от года в школах становится все больше детей, с которыми совершенно не занимаются их родители. Отсутствие элементарного материнского участия порой приводит к действительно ужасающим последствиям, и вместо комфортной работы учителям приходится взаимодействовать с детьми, не имеющими ни малейшего понятия о том, что такое дисциплина.
Мне не нужно ходить далеко за примером. В текущем учебном году мне вверили вести историю в одном из 8-х классов. 14-15-тилетние подростки всегда оказываются не самыми послушными детьми. В них вовсю кипят гормоны, и вместо того, чтобы слушать нудные рассказы о Петре I, они бы предпочли устроить очередную вписку и поиграть в Дианочку Шурыгину. Но данный 8-й класс умудрился превзойти всех своих сверстников. Мне он достался в наследство от моей старшей коллеги, заявившей, что она "больше не может работать с детьми". Как показало время, я с ними работать тоже не могу, но это уже никого не волновало.
Главная проблема данного класса - подавляющее количество мальчиков. На 20 парней в нем приходится всего 5 девчонок, к которым, к слову, нет никаких нареканий. Конечно, у них много прыщей, и они не очень умны, но это не мешает им оставаться самыми приятными людьми в данном классе. Что касается парней, практически каждый из них воспитывается матерью-одиночкой. Отсутствие сильной мужской руки сказывается на их воспитании самым печальным образом. Парни к своему возрасту совсем не научились признавать авторитет старших. В любой момент они могут подняться с места. Их разговоры не прекращаются на протяжении всех 45 минут, которые длится урок. Заставить этих детей хотя бы писать конспект - практически невозможное дело. И я был бы готов расписаться в собственном педагогическом бессилии, если бы не знал, что точно также дела обстоят и на уроках у моих коллег.
Что представляют из себя эти детки, все знали еще в момент, когда они перешли в 5-й класс. Уже тогда по школе ходили слухи, что новоиспеченные пятиклассники слишком часто прогуливают занятия. К 6-му классу число прогулов было старательно сведено к нулю. Детишки и правда стали ходить в школу, но на уроках от них было нетрудно ощутить запах дешевого спиртного. "В вашей истории без ста грамм все равно не разобраться", - заявил мне в этом году один из лидеров данного коллектива. А я как-то даже не смог придумать аргументы, чтобы поспорить с ним. Правда, "фронтовые" 100 грамм разобраться парню не помогли, и к концу урока он получил свою дежурную двойку.
Учителя часто обращаются к администрации с просьбой предпринять хоть какие-то действия в отношении этого класса. Но директриса и говорящие от ее лица завучи лишь бессильно разводят руками. Их самый популярный довод: "Ставьте им 3. Оставляя их на 2-й год, мы только продлеваем срок нашего общения".
Никогда не думал, что поставить ребенку 3 может быть настолько сложно. Для того, чтобы парни сделали хоть какую-то работту, которую я мог бы оценить, приходится искать к каждому индивидуальный подход. В конечном итоге, сделав вид, будто оказывают мне невероятную услугу, большинство из них все же начинает трудиться. Но два восьмиклассника за прошедшие 6 учебных недель не сделали ни одно из полученных от меня заданий. А через 2 недели мне придется выполнить приказ администрации и все же поставить им 3. За что? Видимо, за разговоры о гулянках, которые они ведут на моих уроках. Или за запах дешевого парфюма, которым они окутывают мой кабинет, пытаясь скрыть следы недавних уроков физкультуры.
Многие мои коллеги, получая подобную установку администрации, чувствуют себя униженными. Они каждой клеточкой головного мозга ощущают, что предают профессию, ставя 3 таким индивидам. Не могу сказать, что страдаю от подобных чувств. Если будет надо, я хоть 5 им поставлю. Однако вопрос остается открытым: зачем данный класс вообще ходит в школу, и что он вынесет из нее после сдачи ОГЭ через 2 года?
Мне совершенно неинтересна судьба этих учеников, но подозреваю, что с такими привычками она будет довольно плачевной. Все возмущение в этой статье связано лишь с тем, что родители демонстрируют еще меньше интереса к их судьбе, чем я. В противном случае матери обязательно смогли бы найти правильные слова и заставили сыновей выучить хотя бы минимум материала. Но увы.