Опыт крупных компаний, которые взлетели при тебе, оказывается крайне привлекательным. Когда я открывала книгу, я искала советов о том, как переживала компаний рост и как работала с кадрами, как вырабатывала стратегии роста и развития и искала первых клиентов. К моему удивлению, книга оказалась совсем другой — более формальной, более общей, неглубокой. Она для меня стала во многом книгой про Каланика, но даже он остается загадкой после прочтения.
В России Uber проиграл битву за рынок Яндексу. В Китае, как выяснилось, компания также одержала поражение совершим сделку с Didi. А вообще — где сейчас победы Uber? Развитие Airbnb продолжает быть очевидным для меня, что я не смогу сказать об этой глобальной компании. Как вы помните я с удивлением обнаружила, что в ней сооснователи все еще находятся в управляющей команде, как и основатель Uber, только помогает ли это развитию бизнеса? Думаю, этот вопрос сложный и не имеет однозначного решения. Книга рассказывает нам много фактов о жизни Каланика, но так и не приоткрывает занавесу тайны его души. Автор книги сранивает его с Джобсом, и как Стив Трэвис покинет компанию уже после выхода книги на фоне скандалов. Акционеры сделают свой выбор — личная харизма СЕО стала приноить больше хлопот чем пользы компании. Где же и в чем точки роста нынешнего Uber? Надеюсь, у команды есть эти ответы.
Оглядываясь назад, все выглядет проще и понятнее. Все кажется логичным и само собой разумеющимся. Что если использовать местных звезд, это будет давать локальный рост среди потребителей. Если возить людей на классных дорогих машинах, они захотят воспользоваться услугой. Но все эти проекты, которые делают кампании успешными и популярными, рождаются случайно, как один из миллиона мелких проектов, которые каждый день делает команда в поисках рецепта роста. В какой-то момент проекты вырастают так, что перестают быть тем, чем их задумывали в начале - не такси для избранной тусовочки, а массовый продукт, со всеми вытекающими. Это как можно по разному относиться к приложению Сбербанка, но его целевая аудитория счастлива от него! Там все понятно и просто, они могут сделать все что хотят. Так и Uber - перестал в какой-то момент быть приложением для избранных. И в Росси не справился с этим.
Интересно почитать про противостояние с Lyft. Безбашенный стартап ярких машин с усами, который не побоялся противостоянию с Uber. Вообще бросать лидерам вызов - это классное свойство стартапа, им терять нечего. До сих пор иногда в Европе пользуюсь услугами Lyft. Они перестали быть такими безбашенными, но также сохраняют свои позиции и развивают бизнес. Рынок невозможно создать в одиночку, потому я бы сказала что Uber повезло - у них был конкурент, а это всех делает сильнее. Потребитель точно от этого выигрывает.
Каждая книга - это история. История людей, которые вместе сделали что-то возможным. Мне кажется, мы привыкли думать, что где-то там люди умеют делать что-то особенное. Долгое время Uber это было более модно и правильно чем Яндекс.Такси. Мне сложно сказать за мир, но в нашей стране локальные сервисы безоговорочно побеждают мировые.