Попалось на глаза избитое высказывание «пора валить». С акцентом на - «за рубеж». Агитаторы «сваливания» правда, суетливые, какие-то. То ли мстят за свою неудачную попытку свалить в места, где лучше кормят и море теплое. То ли маркетинг – толкают народ в бессмысленность переездов. Бессмысленность, потому что допуск к корыту везде одинаков. Там нужно родиться, учиться и крутиться. А бич он и в Африке бич.
И подумалось часом об эмиграции на Север – обычной эмиграции при Советах и необычной сейчас.
Нынче люди заселяют Севера двояко. Одни - где родились, там и пригодились. Другие - за рублем – а затем снова к себе – обустраивать клочок земли южнее или европеистее. До щелчка – после которого - или некуда возвращаться, или привычка.
Гонка за рублем, кстати, и при Советах была ярко выражена. Кто хотел выйти из серости бытия в Марьине и «построить» кооператив в Ясеневе (названия или выдуманы или залегли от частого упоминания кого-то из коллег).
Но мы поговорим о путях на Север - вне денег. Это было исключительно при Советах. Тогда романтика подавалась как идея.
В действительности же, половине наших вселившихся романтиков ударные заводские и сельские будни, заводские окраины и заводские общаги - в однообразных промежутках между сменами - были в напряг. Регламент убивал душу. И потому поглядели они на Север. И захотелось им воли.
В соц. времена метрополия на Севера организованно вселяла людей двумя путями.
Первый – на ударные стройки. Общая красивая цель. Энтузиазм. Одновозрастные интересы.
Второй – осознанный выбор Севера вселенцем, через профессию. А то и вербовку в места/отрасли. Нынче это, наверное, кончилось, потому что профессию как то привязывают больше к бабкам, а не к идее. Вот и перестали ее осмысленно хотеть и получать. (Кстати в отсутствии романтики о чем нынче беседуют алкающие денег?)
Кто хотел длинным путем зацепиться за Арктику – шел в институт на ул., кажется, Беринга. Где требовали, как с космонавта – чистые анкеты, здоровья, профессий, опыта, характеристик и партийности. Ну бы их.
Правильнее было попадать другим путем – через начальничков на местах. Тут уже не требовался ни особый опыт, ни знания, требовалось только желание и уч.комбинатовское ускоренное образование в ближайшем городке. Тому, кто тут родился, это образование давалось в школе.
Оттого все места и занимали бичи, и лишь из СПб присылались «спецы», которые прошли партийный отбор. Потому сотрудникам на ул.Беринга казалось, что Север осваивают исключительно ответственные, отборные, идейные люди. Богатыри – не мы (с). И у нас тут безлюдье, судя по жалким десяткам, принятым на работу через Институт.
Истинные спецы - оба Михалыча (ради которых и начато повествование), попали сюда по-разному. Михалыч-старый закончил, где-то в 50-х, редкий ВУЗ с отличием и попал по распределению на свой выбор - в самую дальнюю предложенную точку. Михалыч-малый учился в двух вузах, но, ни одного не закончил, однако любовь к знаниям и армейскую специальность радиста оценили вербовщики в ГСВГ.
Кстати, в промежутке, между отборных, в наши места прибывали кроме бичей еще и родственники начальничков. Не вчера это началось. Места то знатные. Но мы снова не про тех.
Попадая на Север отборные хотели подвига. Но начиналась лишь работа. И, в общем, работа эта была рутинной и тоскливой. Через год уже становилась не романтичной - в ожидании отпуска - еще целых полтора года. Хотя у присланных все равно оставался легкий флер избранности. А где то и героичности. НО - на однообразных действиях и днях не было написано, что они этакие.
Нет, бывали ударные дела, но - восточнее и южнее, где месторождения открывали и БАМ били. Сегодня это смешно звучит. А тогда нас приучили, что мы все государству должны что-то дать – россыпь, валюту, лес. И это было нормально – не тяжело.
Это нынче ударник - кто схемы мутит, бабки рубит, а потом живет сам – себе в радость. У моря теплого. И все ему с рождения задолжали.
Давно замечено, что одинокая жизнь - а на Северах она будет такой - зацикливает романтика на самом себе. На своих представлениях, которые черпаются, скорее, из книжек, а затем по-разному искажаются.
И состоит человек въехавший, из одних надежд – что – вот-вот придет время и он – ка-ак - заживет на полную - когда-то потом.