Последний день волонтёрства в больнице - медитационном центре Thabarwa - выпал на субботу. А на выходных к нам, иностранцам, присоединяются местные добровольцы из Янгона и других городов, которые на неделе заняты на работе.
На вечерней встрече ко мне подошёл парнишка-бирманец и сказал, что у него здесь есть друг из России, и предложил познакомить.
— А кто это? Волонтёр?
— Да.
— А почему я его до сих пор не видела?
— Он живет в госпитале.
— Почему? Так он пациент?
— Да.
— Ничего не понимаю... Да, пойдём, конечно.
И вот он ведёт меня в белую больницу, приводит в палату.
На кровати сидит русский мужчина в возрасте (на вид больше 60), рядом - костыли.
— Hello! - протягивает мне руку.
— Здравствуйте! - отвечаю на таком непривычном родном языке.
— Вот так сюрприз...
Начинаем общаться. Уже после 5 минут разговора сказать, что я удивлена и изумлена - ничего не сказать!
Николай Шалыгин. 69 лет. Родом из восточной Украины, много лет жил в России. А крайние лет 15 его жизни - это сплошные приключения, авантюры, южноамериканская сельва, Африка, южноазиатские джунгли, и вот наконец...
— Приехал я в Янгон, волонтёрить в центре Thabarwa. Я к тому времени уже постоянно с костылём ходил, так что мог предложить свою помощь только в преподавании английского местным детишкам. Приехал, начал... А потом инсульт случился (уже не первый). Так и остался здесь пациентом. Третий месяц уже лечусь. Сначала говорить мог с трудом, а теперь вот почти совсем поправился. С месяцок ещё тут посижу, и дальше.
— А куда дальше? В Россию? - спрашиваю у него.
— Да нафига мне в Россию, ещё и в зиму ехать? Нет, спасибо. Я после 6 лет в Южной Америке вернулся на родину, и в первую же зиму чуть коньки не отбросил - так кости от холода ломило. Сбежал вот в Азию.
У меня мечта есть. На севере Мьянмы, говорят, раньше лес добывали с использованием слоновьего труда. Вот туда хочу съездить, посмотреть, может оно ещё так и водится... А если нет, то просто места посмотрю.
Рассказал, как уехал в Южную Америку - нашёл волонтёрство, где ему предложили оплатить перелёт из России в Колумбию. Страна очень полюбилась, так что провёл он там ни много ни мало 3 года, периодически выезжая в визовых целях то в Перу, то в Эквадор - итого 6 лет получилось. Преподавал английский в глубинке, живя в фермерской семье.
А потом была Азия. Таиланд, Камбоджа, Вьетнам, и вот наконец Мьянма.
Звучит как сказка, но на самом деле всё не так уж радужно. И что самое грустное - все проблемы так или иначе берут своё начало в России. То кризис, что стукнул по карману путешественника в 2014, то карточку банковскую заблокируют по непонятным причинам.
А теперь вот ещё люди, которые обещали получать пенсию и пересылать ему, отказались в дальнейшем с этим помогать.
О своих похождениях Николай написал книгу рассказов. Нашёл по переписке российского редактора, договорился опубликовать, заплатил деньги. Но после того как человек получил тексты, началось вечное оттягивание момента по разным причинам, а потом горе-редактор и вовсе перестал выходить на связь.
Некоторые из рассказов он публикует на своей страничке в Facebook.
И боже мой, как он пишет!
Я давненько не читала чего-то, что так же сильно бы радовало слогом, манерой подачи и ненавязчивым умным юмором. Да это ведь ещё и реальные события!
Есть у него и стихи, которые мне, далеко не любительнице поэзии, запали в душу с первого прочтения.
Вот его страница в Facebook - полистайте, насладитесь!
Уезжать мне нужно было уже на следующий день после знакомства с Николаем. Оставлять его там было горько: объективно говоря, мужчина в бедственном положении, в больнице для неимущих, где-то на краю света, без банковской карточки и уже практически без наличных денег, зато с костылём и барахлящим ноутбуком, упорно не подключающимся к WiFi.
Порадовала его гостинцами - мороженым и фруктами. И постаралась морально поддержать - хоть добрым словом. Сама знаю, как оно иногда нужно, тем более из уст земляка.
Вот такие необычные судьбы собирает центр Thabarwa в Мьянме. Что ещё меня там поразило до глубины души, читайте здесь:
Про озорного безногого весельчака;
Чем один день волонтёрства смог довести до обморока;
Как из замены подгузников устроить аттракцион невиданного веселья.