Сегодня большинство ученых признает, что археологический комплекс Гнёздово, открытый на берегах Днепра, - это и есть древний Смоленск, известный в византийских источниках как Милиниски. Значительную часть населения города составляли варяги: количество находок, связываемых со скандинавами, не уступает таким древним скандинавским городам, как Бирка или Хёдебю. В 4000 курганах найдено не менее 700 варяжских предметов. А количество христианских крестов из Византии сопоставимо с находками в самом Киеве. Учеными выдвинута гипотеза о том, что в Гнёздово правила дорюриковская княжеская династия варягов, которая имела прямые контакты по Днепру с Константинополем.
Гнёздовский комплекс был обнаружен неподалеку от Смоленска еще в XIX веке при прокладке железной дороги. Здесь, рядом со знаменитой Катынью (ее название предположительно происходит от того, что в неглубоком месте Днепра корабли перекатывали на бревнах), был обнаружен огромный комплекс из центрального городища, сопутствующих неукрепленных селищ и тысяч курганов.
Центральное городище в Гнёздово, которое отождествляется с древним Смоленском, известным в византийских источниках как Милиниски, находилось на холме на берегу небольшого озера. Эта удобная внутренняя гавань соединялась протокой с Днепром и принимала в свой порт торговые и военные корабли, ходившие по пути «из варяг в греки».
Гнёздовский археологический комплекс, расположенный по берегам Днепра, по своим размерам значительно превышает не только комплекс, скажем, в Старой Ладоге, но и городища и селища в самой Скандинавии.
На раскопки в XIX веке привлекались гимназисты. Они копали колодцы небольшой площади, оставляя значительную часть курганов неисследованной.
Уже во время раскопок XIX века в Гнёздово были найдены вещи скандинавского типа. Также любопытно конское оголовье круга восточных степных культур.
Первые масштабные раскопки Гнёздова в советское время начались в 1949 году. Одна из самых известных находок – захоронение местного князя (конунга) по скандинавскому обряду - в ладье с вещами покойного, которую сожгли, а затем насыпали над ней курган. Вместе с князем были похоронены две его жены и конь. В погребении были найдены рукоять меча франкского типа (такими обычно орудовали викинги), молоточки скандинавского бога Тора, греческая амфора, свидетельствующая о том, что ее владелец скорее всего бывал в Византии.
Очень интересно, что на сосуде внутри амфоры содержалась славянская кириллическая надпись. До сих пор нет однозначной трактовки: то ли это обозначение содержимого сосуда (горчица), то ли фрагмент имени покойного – предположительно Гаруша. То есть здесь мы видим пусть и скандинавского, но заметно славянизированного правителя. Как известно, даже первые Рюриковичи на Руси носили не славянские, а скандинавские имена, такие как Игорь-Ингвар или Олег-Хельги.
Еще в 1951 году советские археологи пытались найти на Соборной горе в Смоленске следы городища, одновременного с гнёздовским. Однако версия о том, что Гнёздово и было древним Смоленском, вновь косвенно подтвердилась: в X веке на территории современного Смоленска люди бывали, но городища как такового тогда здесь еще не было.
Возможно, после того как внутренняя гавань Гнёздова больше не могла использоваться как порт вследствие обмеления, город перенесли на нынешнее место. При этом часть варягов могла вернутся в Скандинавию.
Раскопками в самом Смоленске были выявлены не только предметы скандинавского круга, но и остатки ротонды XII века, которую, судя по всему, построили и использовали немецкие купцы-католики, подолгу жившие здесь.
Аналогичная ротонда сохранилась, например, в Праге на территории Вышеграда.
Очень интересная находка в Гнёздово – захоронение жены местного князя (или скорее конунга), датируемое 970-975 годами. Наряду с традиционными для скандинавок овальными фибулами, был найден крест, то есть эта женщина была крещена в христианство.
Но еще более удивительная находка – остатки платья из парчи (ткань из золотых нитей) китайского фасона. Скорее всего, оно попало в Гнёздово из Китая через Византию. Сейчас восстановленное платье можно увидеть в Историческом музее Москвы вместе с другими гнёздовскими находками.
Раскопки в Гнёздове продолжаются и сейчас. В соответствии с современными археологическими методами, по завершении раскопок памятники снова закапываются для сохранения исторического ландшафта.
Современные археологи используют для изучения Гнёздова квадрокоптер, лазерное сканирование и лидарную съемку. Находок становится все больше.
Среди них - мечи франкского типа, которые применяли викинги и которые распространились среди германских народов из империи франков во главе с Карлом Великим и его потомками – каролингами.
Рукоятка такого меча была также найдена на сезонной стоянке викингов на Сарском городище, который сопоставляют с древним Ростовом.
Скандинавские женщины древнего Смоленска носили характерные парные фибулы овальной формы.
Находки в Гнёздове имеют прямые аналогии с женскими костюмами эпохи викингов, известными из самой Скандинавии.
Обнаруженные археологами литейные формы для изготовления женских украшений скандинавского типа однозначно свидетельствуют о том, что эти предметы были не привозными, а создавались местными ремесленниками.
В Гнёздове найдено множество мужских и женских скандинавских амулетов, в том числе с изображениями валькирий.
Интересный тип находок – амулеты-украшения с серпами, которые являются признаком культа скандинавского бога Фрейра.
Разумеется, в Гнёздове жили не только скандинавы, но и славяне. Об этом говорят находки характерных височных колец роменской культуры на левом берегу Днепра.
Еще одно удивительное открытие в Гнёздове – находки женских славянских украшений великоморавского типа и формочек для их изготовления. Это говорит о том, что после разгрома славянского государства Великая Моравия (на территории современных Чехии, Словакии и соседних стран) часть его населения почему-то переселилась в древний Смоленск. Таким образом, по-видимому, здесь жили не только восточные, но и западные славяне.
И, конечно, археологами обнаружены артефакты культуры длинных курганов, которую наверняка отождествляют со славянским племенем кривичей.
Интересная находка – пара византийских монет, которые использовались как украшения. Но еще более удивительны византийские кресты X века, которых в Гнёздове находят не меньше, чем в самом Киеве. Это однозначно говорит о широком распространении христианства среди гнёздовцев, в первую очередь среди членов местной княжеской династии и семей дружинников, бывавших в Византии.
Находки остаток греческих амфор с косточками винограда говорят о том, что жители Гнёздово импортировали из Византии такой предмет роскоши, как вино. Сами гнёздовцы торговали преимущественно рабами и пушниной.
В древнем Смоленске обнаружены и медные византийские монеты VII и IX веков, что лишний раз свидетельствует о торговых связях с Византией.
Жители Гнёздова также вели активную торговлю со странами Востока, о чем говорит большое количество находок арабских дирхемов (их находят намного больше, чем византийских монет), а также весов и гирек.
Характерно, что гнёздовцы не расплачивались дирхемами по номиналу, а резали их на небольшие кусочки и затем использовали как весовой ценный металл при торговле (найдены гирьки весом вплоть до 0,1 г).
В Гнёздово также были найдены довольно ценные вещи из Средиземноморья, прежде всего из Византии, в том числе орнаментированные ларцы.
В заметке использованы материалы лекции «Варяги на Руси: 70 лет Смоленской археологической экспедиции» Н.В. Ениосовой, к.и.н., научного сотрудника кафедры археологии истфака МГУ в рамках Фестиваля науки-2019.
И раз уж опять в комментах разошлись антинорманисты-"патриоты", вот очень хороший свежий материал на тему системной архаизации в России, которая только увеличивает отставание нашей страны:
- А попытка установки памятника князю Владимиру на Воробьевых горах и перенос его на Боровицкую? А заявление Мединского о вере в мифы, связанные с Великой Отечественной, и запрет на установление исторической правды, если миф героический (как легенда о 28 панфиловцах); заявление, которое свидетельствует о создании гражданской религии, по существу языческой, позднеримской? Все политические мотивировки этих решений однотипны: у России — особый путь, в том числе в области культуры. Никакой модернизации через культуру быть не может. Культура есть средство идеологической консервации. Если системная архаизация удастся, то отставание будет еще сильнее. Полностью читайте здесь.
Плюс неплохой материал про историка Рыбакова с экскурсом в истоки советского антинорманизма:
Именно в это время — в 1930-е, а особенно в военные и послевоенные годы — в основном сложился специфический «советско-патриотический» конструкт русской истории. Его первым постулатом была автохтонность славян на Днепре: прародина славян обязательно должна была находиться на территории СССР. Вторым постулатом было то, что славяне уже в седой древности были во всех отношениях высокоразвитым народом: их ремесла не уступали западноевропейским, их политическое развитие без внешних влияний дозрело до стадии формирования государства, их языческая культура была столь же богатой, как древнегреческая. И третий постулат: славяне всегда господствовали в своем ареале, они никогда никому не покорялись. Из всего этого следовал, среди прочего, антинорманизм — отрицание влияния скандинавов на формирование древнерусской государственности. Самое примечательное в антинорманизме — то, что «норманизма», которому он противостоял, в реальности не существовало. «Норманистам» приписывали убеждение, что славяне были слишком примитивны и не могли сами создать у себя государство, так что им понадобилась помощь скандинавов. Никто из историков (за одним-двумя исключениями, относящимися к XVIII веку) ничего подобного не утверждал. «Норманизм» был жупелом, который придумали лишь для того, чтобы тут же с негодованием опровергнуть. Рюрик обязательно должен был быть славянином. Полностью материал читайте здесь.
О находках в Гнёздово читайте также здесь.
О Старой Ладоге, где также было найдено множество скандинавских курганов, читайте здесь.
О древнерусском городище Старая Рязань читайте здесь.
О дрвнерусском городе Ростиславль на Оке читайте здесь.
О курганах вятичей на территории Москвы читайте здесь.
О мемориальном комплексе в Катыни читайте здесь.
О древней столице викингов на территории современной Швеции - Старой Упсале читайте здесь.
О находках кладов викингов и не только на острове Готланд (Швеция) читайте здесь.
О германском племени готов и его вкладе в государственность Киевской Руси читайте здесь.
Историю останков Ярослава Мудрого и его саркофага читайте здесь.
О влиянии Византии на Киевскую Русь читайте здесь.