Решил недавно получить таки сертификат TEFL (Teaching English as a Foreign Language) (пер. преподавание английского как иностранного). Честно говоря, такое себе это занятие. Теперь я понимаю, что этот курс предназначен совсем для профанов, которые в принципе не умеют выстраивать своё время и мало понимают в том, что вообще делать на занятии. Множество терминов, понятий, слабых примеров, много грамматики, однообразных слов, куча лингвистических терминов, а самое главное, что к реальности это не имеет никакого отношения.
Я обожаю, когда в методиках преподавания крайне мало внимания уделяется жизненным ситуациям, конфликтам, состоянию учителя и т.д. Всегда такое ощущение, что ты должен выдавать сто процентов, составлять идеальный план, сначала разогрев, потом объясняешь тему, туда интерактив, здесь поговорить, дальше идём объясняем на примерах грамматику, потом объединяем их в пары - пусть говорят, а ты следи за ними, а дальше заканчиваем, суммируем урок, задаём домашку. Вроде звучит всё довольно прилично. По факту же почти никогда я не вижу чего-то вроде "если вам лень, то сделайте вот так", "если вы сегодня не в настроении, то попробуйте вот это", или "помните главное: ваше душевное здоровье - самое главное". Каждая методика объясняет какую-то идеальную ситуацию, где есть ученик Х и ученик Y и ещё весь остальной алфавит, и есть учитель, и вот учитель учитывает все-все-все факторы, выбирает игры, чтобы дети играли, объясняет грамматику, даёт тестики, проходит задания по учебнику, и он всегда в прекрасном настроении, и всё отлично. А это не так.
Я не самый веселый и позитивный человек в мире. Делать притворную улыбку я ненавижу - люди, особенно дети, этому не верят. Я терпеть не могу составлять шикарные планы, чтобы потом они разбились в дребезги об абсолютную невовлеченность учеников в изучение грамматики. Ибо это скучно и тягомотно. И никакие игры не помогают. Скорее всего, дело во мне, потому что я не готов сидеть и просто болтать, периодически давая деткам поиграть. Игры я вообще не шибко люблю, просто потому что большая часть обучающих игр - тягомотная фигня. Все мои ученики бесились, когда я предлагал им поиграть во все эти обучающие игры.
С моим нынешним опытом и багажом знаний, когда я читаю очередные структуры и техники той или иной методики, я чувствую, насколько же они все далеки от реальности. В реальности, ученики не хотят учить грамматику. На 20 человек, как правило, приходится 1-2 человека, которым действительно нравится грамматика, всем остальным просто хочется научиться разговаривать. А если это дети, которых привели родители, то они вообще не понимают, зачем им грамматика в принципе - им просто скучно.
Также и с этой методикой. Аббревиатуры и термины мне очень напомнили тренинги в одной сетевой школе английского языка, в которой мне довелось работать. Это был очень интересный опыт, но ни методика, ни отношение к обучению мне там не подошли. Та же тягомотина, относительно понятная грамматика и много-много разговоров. Разговаривать на занятии, конечно, здорово, но, у меня всегда появляется один вопрос: а зачем тогда нужен учитель, если говорит всё время ученик, а учитель просто задаёт ему заранее заготовленные вопросы? Чтобы ошибки находить? Такое себе, честно говоря. Но если это так, то понятно, почему за это в таких школах так мало платят.
Долгое время я верил в подобные методики, где важным фактором являются TTT и STT (Teacher Talking Time и Student Talking Time - пер. Время когда говорит учитель и Время когда говорит ученик), а особенно то, что TTT должно быть намного меньше STT, примерно 20 к 80. Где нужно знать массу терминов, чтобы не дай бог не запутаться и чтобы всё держать в руках. В итоге я очень долгое время даже не понимал, что пытаюсь строить из себя робота, которому нужно крайне мало говорить и объяснять и при этом надеяться, что ученики сами как-то сообразят, как разговаривать, которому нужно спрашивать учеников о новой лексике, которую они ещё не знают, чтобы они догадались, что она значит и т.д. и т.п. Я постоянно хотел сорваться на учеников, потому что казалось, что они дико тупые. Ну я же это понимаю, а вы то что??? Вот примерно такой вопрос я постоянно задавал себе в уме, но не подавал виду.
В итоге, я осознал, что дело во мне и в методах, которые я использую. Я верил, что нужно быть идеальным учителем, идеально всё объяснять, делать всё идеально как сказано в учебнике по методике преподавания, и вот тогда ученики будут учиться. Какой же это был бред. Благо я всё это закончил и больше туда никогда не вернусь. Я люблю грамматику, мне нравится её преподавать, но ещё больше я люблю, когда чувствую, что действительно работаю, а не тупо сижу на стуле с учебником в руках, пытаясь выдавить из учеников лексику, которую они не особо помнят, но по плану уже должны бы.