Найти тему
Гипермышление

Проведение научного эксперимента в деловых организациях

"Надо помнить, что пути и темпы развития любой науки определяются ее связью с жизнью"
П. Капица

Предназначение науки заключается в отражении объективной истины, выявлении зависимости между явлениями окружающего нас мира и объяснении действительности теорией. Однако, теория в науке — это только материал, который необходимо подвергнуть экспериментальной проверке, чтобы приблизиться к истине. Для людей науки на первом месте стоит принцип «истинность — ложность», что устанавливается эмпирическим путем, а теория может быть принята или опровергнута лишь экспериментом (критерий научности К. Поппера). Отсюда следует, что эксперимент необходим, как метод отбора, контроля, «выбраковки» недостоверных предположений.

В то же время эксперимент — это то связующее звено, которое объединяет теорию и практику, делая науку - наукой.

Для любой научной области характерно наличие двух подходов к исследованию: объяснительного и прикладного.

• Объяснительный — объясняет природу явлений, раскрывает взаимосвязи между ними и позволяет понять «почему» и «что» происходит.

• Прикладной — предназначен для практического использования знаний о явлениях и взаимосвязях, показывая «что» и «как» надо сделать для получения желаемого результата.

Практичность, полезность, эффективность научного знания считают производными от его истинности. В подтверждение этому, можно привести высказывание Д. И, Менделеева:

«Истинность сама по себе имеет значение без каких-либо вопросов о прямой пользе...Польза придет, отыщется без призыва, если истина будет находиться сама по себе, сама для себя»

Цель выпуска — поделиться опытом проведения исследования деловых организаций в современных условиях и показать возможности научного эксперимента в решении практических проблем бизнеса. Основной вопрос, на который автор пытался ответить в ходе анализа проведения эксперимента в различных организациях: может ли научный эксперимент быть инструментом консультирования? Если может, то в какой степени, что нужно сделать и изменить в постановке эксперимента?Если нет, то что в таком случае может обеспечить развитие системы управления организации? Ответы на поставленные вопросы помогут более тесному взаимодействию теории и практики, сращиванию науки и консалтинга, что будет способствовать развитию теории управления и ее успешному применению в практической деятельности.

4.1.1. Особенности менеджмента как науки

Менеджмент — это, прежде всего, управление людьми, наука о человеке, его интересах, поведении и взаимодействии с другими людьми. Объектом исследования в менеджменте является организация, как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Предмет исследования — отношения управления между людьми. Нельзя говорить о менеджменте как науке, не учитывая принципиальные особенности менеджмента.

Во-первых, это междисциплинарная наука, включающая в себя теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследования операций и т.д., до математики.

Во-вторых, истинность тех или иных теорий и концепций менеджмента зависит от поведения людей, их действий и решений, поскольку это социальная наука.

В-третьих, менеджмент — это практическая дисциплина, которая носит прикладной характер, что выражается в действиях и умениях человека. В основе менеджмента лежат не знания, а действия, т. е. мало объяснить происходящие явления, необходимо показать, как теория работает на практике. Многие знают, что делать, но не многие делают то, что знают. Для менеджмента, как науки, естественным критерием достоверности и практической значимости теорий и концепций является успешная деятельность организаций, использующих эти теории в своей работе.

#МолокоБезКоровы
#МолокоБезКоровы

В управлении, как теории, так и практике, много авторитетных имен, руководителей известных компаний, глобальных лидеров, есть и забытые имена, например основоположники движения НОТ в России — А. Гастев и П. Керженцев, идеи которых с цифровизацией бизнеса приобретают новое понимание. А вот гуманизация управления прошла как бы мимо, и современных менеджеров по прежнему волнуют выработки, нормочасы, описание процессов, а не раскрытие талантов, общие ценности или человеческие отношения. Для руководителя организации, слепое следование популярным концепциям менеджмента, даже супер успешных компаний - неприемлемо по причине различий условий деятельности, опыта и стиля управления.

Для успешного применения концепций менеджмента на практике необходимо критически относиться к любым высказываниям и утверждениям вне зависимости от авторитета автора, анализировать существующую ситуацию и проверять действенность теории в имеющихся условиях. Такой подход позволит руководителю самому убедиться в «истинности» теории и выбрать, для достижения поставленных целей, наиболее подходящую.

О том, как заставить новые идеи менеджмента работать в вашей компании в следующий раз!

Продолжение следует...

(статья автора в журнале "Генеральный директор")