Канал соединил бы Каспийское и Черное моря.
На большой переволоке
Войны с Турцией, а затем со Швецией во времена царствования Петра I требовали большого войска, развития флота, материальных затрат, хороших водных путей, по которым можно было снабжать армию всем необходимым и т.д.
В первый азовский поход против турок Петр I отправился летом 1695 года, вниз по Волге. Пройдя мимо Камышина, царь высадился в Царицыне. Оттуда его войск отправилось к Паньшино, что в устье реки Иловли (с 2018 г. – хутор Паньшино Городищенского района) и далее – по Дону-батюшке до стратегически важного пункта Азова.
Петр в 1695 году (в первый азовский поход) оценил важность для военного дела узкого перешейка на водоразделе. Царь решил соединить истоки двух рек – Иловли, впадающей в Дон, и Камышинки, впадающей в Волгу. Через год, 4 ноября (по старому стилю) на совещании (сидении) с боярами в Москве (после взятия Азова) приняли окончательное решение о начале строительства волго-донского канала.
Бреккель, Перри, Голицын
Тут же возник вопрос о том, кто будет возводить военный объект. Своих специалистов такого профиля в государстве российском не было. Доверие оказали немецкому инженеру Иоганну Бреккелю. Но итог был печален: первый же построенный шлюз сорвало.
Английский инженер и капитан Джон Перри утверждал, что план канала Бреккель чертил, «спустя рукава», не продумав детали. К тому времени незадачливый инженер бежал из России. Сам Петр узнал о фиаско, находясь в Англии. Государь заключил договор с Перри и направил его продолжать строительство.
К сожалению, и этому знатоку за три летних периода не удалось соединить Иловлю и Камышинку, несмотря на то, что он сменил место прохождения искусственного углубления (русла канала). О том, почему сорвались работы подробно описано в книге «Состояние России при нынешнем царе Петре Алексеевиче, 1698-1715 гг.». Если коротко, то англичанину требовалось 30 000 работников, а Астраханский губернатор Голицын присылал по 10 000 –15 000 человек. Остро не хватало хороших мастеров и материалов.
Помешала война со Швецией
Перри в ходе зимних визитов в Москву сигнализировал царю о проблемах, но тому было не до канала: в 1700-ом году он потерпел поражение под Нарвой, война со Швецией затягивалась. Здесь тоже требовались люди и деньги.
В завершение 1701-го Дж. Перри приказали вернуться в Москву. На месте оставался помощник. Он присматривал за сделанными шлюзами и готовой половиной искусственного русла. В наказание за халатное отношение к делу губернатора царства Астраханского Голицына лишили должности.
Война со Швецией отвлекла внимание Петра от задумки века. О канале между Иловлей и Камышинкой больше не вспоминали. Императрицы послепетровского периода тоже не заинтересовались идеей. Постепенно время разрушило достигнутое.
Стоит в степи Петров Вал
Несколько километров канала, теперь уже со сглаженными очертаниями, заросшие травой и кустарником, напоминают о далеких событиях. Городок вблизи несостоявшегося «военного объекта», основан посреди степи в 1942-ом году, но получил название Петров Вал.
В своих докладах и воспоминаниях Джон Перри не пишет об тяжелом труде русских людей, работавших на канале. «Тем не менее, это памятник, уникальный в своем роде, дорог нам, потому что оставили наши предки, строили в интересах России, желая исправить «ошибку природы», (историк-краевед из Камышина Е.В. Хорошунов).
Железнодорожная станция Петров Вал все же выполнила, пусть другую, но очень важную стратегическую задачу. В ходе Сталинградской битвы (1942-1943 гг.), на помощь защитникам волжской твердыни по рокаде (ж/д дорога) шли важные грузы. Это был огромный вклад в победу в поворотном сражении Великой Отечественной войны. 2 февраля 2018 года Сталинградской победе исполнилось 75 лет.
Автор: Марина Караваева-Неженцева