Как остановить поезд? Все вроде бы элементарно. Машинист поворачивает кран, срабатывают реостатные или пневматические тормоза... Кажется так было всегда. Ну может быть за исключением реостатов. Их на паровозах точно не было. Однако, как бы не так. Вплоть до 80-х годов XIX века, дела обстояли совершенно по-другому. Ведь никаких пневматических тормозов еще не существовало, и машинист паровоза если и мог затормозить, то собственно сам локомотив. А что делать с вагонами, задействовать тормоза, у которых, у него не было никакой возможности?
И тут на выручку приходят они - кондукторы. Нет, нет, это не те, которые билетики рвут. Кондуктор в поезде середина XIX века, выполнял совсем другие, очень важные функции. Кондуктор или тормозильщик, должен был по сигналу с паровоза, приводить в движение тормоза, установленные на вагонах. Сначала для этого использовался специальный рычаг, а позже - винт. Таким механическим способом, тормозные колодки прижимались к колесам и состав начинал замедляться.
Таким образом, поезд представлял из себя настоящую сложную систему. На определенное количество вагонов, сидело по кондуктору. Их общее число, как не трудно догадаться, зависело от количества вагонов в поезде. Конечно кондуктор ехал не в каждом вагоне, а лишь в тех, что были оборудованы таким механическим тормозом и рабочим местом кондуктора. Размещались они строго через определенное количество вагонов. Рабочее место кондуктора представляло собой открытую площадку с деревянной лавкой, на которой он и ехал.
Но как кондуктор узнавал о том, что пора задействовать тормоза? А узнавал он по условному сигналу, который подавал паровозным свистком машинист поезда. Но несмотря на то, что никаких телефонов и уж тем более раций, в те времена еще не существовало, была у него с машинистом и обратная связь. Осуществлялась она при помощи веревки, которая тянулась вдоль всего состава и соединялась все с тем же свистком. Потянув за нее, кондуктор так же мог подать гудком сигнал, благодаря которому, машинист и другие тормозильщики узнавали бы, что произошло какое-то внештатное событие, которое требует срочно приступить к торможению.
Всеми кондукторами в составе руководил обер-кондуктор, который должен был следить за соблюдением ими правил и руководить их общей работой. С появлением пневматических тормозов, необходимость содержать такой штат сошла на нет. И теперь мало кто вообще знает, что некогда на железной дороге существовала такая причудливая профессия.